Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Венера





ВЕНЕРА. Римская богиня, отождествляемая с греческой Афродитой, богиней любви и плодородия, от которой происходят хорошо известные характерные особенности Венеры; она мать "КУПИДОНА"; ее спутницами являются "ТРИ ГРАЦИИ". Среди ее многочисленных атрибутов следующие: пара "ГОЛУБЕЙ" или "ЛЕБЕДЕЙ" (и те и другие могут везти ее колесницу), створка "РАКОВИНЫ", "ДЕЛЬФИНЫ" (и то и другое напоминает о ее рождении из моря), ее волшебный "ПОЯС", горящий "ФАКЕЛ" (оба разжигают любовь), пламенное "СЕРДЦЕ". Красная роза (орошенная ее кровью) и "МИРТ" (вечно зеленый, подобно любви) – священные для нее растения. Венера часто просто синоним обнаженной женской натуры в искусстве, не содержащий мифологического или символического значения, за исключением нескольких обусловленных традицией атрибутов, таких, как зеркало (в "Туалете Венеры") или голубь. Такие изображения Венеры часто имеют сходство с женой или возлюбленной художника или его патрона. Обнаженная Венера может принимать большое число канонизированных поз – стоя или лежа. Некоторые фигуры стоящей Венеры возникли в античной религиозной скульптуре, например, Venus Pudica [лат. – Венера Целомудренная], которая стоит примерно так, как изобразил Боттичелли в "Рождении Венеры", – со слегка согнутой одной рукой, прикрывающая ладонью лоно, в то время как другая рука закрывает грудь (см. также "ПИГМАЛИОН"). Типичная поза "лежащей Венеры" возникла в творчестве Джорджоне и вскоре утвердилась в качестве модели для более поздних художников.

1. Любовь небесная и Любовь земная. Идея двух Венер-сестер, представляющих два рода любви, была выражена флорентийскими гуманистами XV века. Она была сформулирована Платоном в диалоге о природе любви "Пир" (180 и далее). Небесная Венера символизировала любовь, которая возбуждалась размышлениями о вечном и божественном, Земная Венера представляла красоту, созданную в материальном мире, а также принцип продолжения рода человеческого. Для гуманистов обе они были добродетельными – Venus Vulgaris [лат. – Венера Земная] считалась ступенью к Venus Coelestis [лат. – Венера Небесная]. В искусстве их можно различить по их убранству. Земная Венера богато одета, украшена драгоценными камнями – символами земной суетности; Небесная Венера обнаженная и иногда держит "ВАЗУ", в которой горит священное пламя божественной любви. Для Ренессанса обнаженность значила чистоту и невинность. Две рядом стоящие женские фигуры в средневековом искусстве – одна обнаженная, другая в убранстве – олицетворяют контрастные идеи, такие, как Старая Ева и Новая (Новая – это Дева Мария), или Истина и Милосердие (см. "ИСТИНА"). (См. также "НАГОТА".)

2. "Sine Baccho et Cerere friget Venus" [лат. – "Без Вакха и Цереры в Венере жару нет"] – Венера, Бахус и Церера. Фраза – цитата из римского комедиографа Теренция ("Евнух", 732), – означающая, что любовь остывает без вина и застолья. Эта тема была популярна в XVII веке, особенно у фламандских художников, подражавших в ее трактовке Рубенсу. К непринужденно лежащей Венере приближаются Церера, предлагая ей рог изобилия, полный плодов, и Бахус с виноградными гроздями и чашей вина.

3. Триумф Венеры. Венера торжественно восседает в своей колеснице, которую везут голуби (обычно два или четыре) или лебеди. Ее может сопровождать Купидон, летящий рядом. Когда карету везут лебеди, она может нестись по воде. Эта тема встречается в итальянской живописи XV – начала XVI века – в ту эпоху, когда в итальянских городах были популярны процессии, которые устраивались как триумфы языческих божеств (см. "ТРИУМФ").

4. Туалет Венеры. Название для типичной полулежащей обнаженной женской фигуры, или "лежащей Венеры", которая появилась в венецианской живописи конца XV – начала XVI века. Она лежит на ложе, а Купидон держит перед ней зеркало, и, возможно, три грации украшают ее.

Мифологические сюжеты

5. Венера и Адонис. История, которая привлекала не только художников, но и поэтов, в том числе Шекспира, повествует о том, что Адонис был плодом кровосмесительной любви царя Кинира Пафосского (на Кипре) и его дочери Мирры (см. "АДОНИС", "РОЖДЕНИЕ А."), красота которой вошла в поговорку. Венера воспылала к нему безнадежной страстью, что явилось результатом случайной царапины от стрелы Купидона ("Мет.", 10:524–559). Однажды на охоте случилось то, чего всегда боялась Венера, – Адонис был убит вепрем ("Мет.", 10:708–739). Несясь поднебесьем на своей колеснице, Венера услышала стоны умирающего Адониса и спустилась к нему, но было поздно. На том месте, где кровь Адониса пролилась на землю, выросли анемоны (см. "ФЛОРА"). Художники изображают две сцены: (а) Адонис, с копьем в руке и сворой охотничьих собак, нетерпеливо уходит, в то время как Венера умоляюще старается удержать его. Но все ее старания тщетны: Купидон (на заднем плане) дремлет под деревом, возможно, держа потухший факел, указывающий на отсутствие любви Адониса, (б) В лесу скорбящая Венера склоняется над мертвым телом своего возлюбленного, заботясь о нем или проливая из урны нектар, который заставил его кровь оплодотворить землю. Ей помогает Купидон. На земле лежит охотничий рог, а поблизости может стоять колесница Венеры. Миф о смерти Адониса составлял часть ежегодных ритуалов плодородия, общих для древних цивилизаций Ближнего Востока. В некоторых культах разбрызгивание жертвенной крови считалось актом оплодотворения земли. Античный образ богини-матери с умирающим на ее руках сыном мог быть первоначальным образцом для образа "PIETÀ".

6. Венера и роза. Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но, согласно одному традиционному представлению, в тот момент, когда Венера спешила на помощь умирающему Адонису, колючка впилась ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, обагрив их. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу; ей помогает Купидон.

7. Рождение Венеры. Согласно древнейшему греческому поэту Гесиоду ("Теогония", 188–200), Венера родилась из моря – из пены, которую произвели гениталии оскопленного Урана (см. "САТУРН", 1), выброшенные в воду Кроном. Она плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемой мягким дуновением ветра, и наконец причаливает на Пафосе (на Кипре) – одном из главных мест почитания ее культа в античности. Ее греческое имя Афродита, возможно, происходит от aphros, что значит "пена". Тип Venus Anadyomene [лат. – Венера, выходящая из воды], изображающий ее стоящей и выжимающей воду из волос, впервые встречается в античной скульптуре; он считается происходящим от одной утерянной работы Алеллеса.

8. Венера и Марс. Этот сюжет имеет две формы, (а) Миф, как он изложен Гомером в "Одиссее" (8:266–365) и Овидием ("Мет.", 4:171–189); наиболее часто он встречается во французской живописи XVIII века. Венера, жена Вулкана, этого хромого кузнеца богов, влюбилась в Марса, бога войны, и возлегла с ним в его дворце. Бог-солнце Гелиос на следующее утро стал свидетелем ее неверности и сообщил об этом мужу. Вулкан был разгневан и выковал тончайшую невидимую сеть, которую он прикрепил к ложу любовников. Когда в следующий раз они отдались друг другу, она их опутала, не давая им возможности шевельнуться. Так Вулкан захватил их в самый момент измены Венеры. Он призвал других богов стать свидетелями этого позорного зрелища. Меркурий при этом бестактно заметил: "Только бы мне тут лежать с золотой Афродитою рядом!" (б) Аллегория Красоты и Мужества, или победы Любви над Враждой. Венера и Марс полулежат вместе, обычно в пасторальной обстановке и иногда под пологом канапе. Марса может охватить сон, и его голова откинута назад, он спит. Маленькие амуры играют с его доспехами и оружием, которые Марс положил рядом. В эпоху Ренессанса этот сюжет иногда избирался для картин, создававшихся по случаю помолвки – две фигуры изображались имеющими портретное сходство с помолвленными.

9. Венера и Анхиз (Феокрит, 1:105–107; Гигин, 94). Венера влюбилась в Анхиза, троянского пастуха с горы Ида. Переодевшись простой смертной, она пришла к нему, украшенная драгоценными камнями и умащенная благовониями, и легла с ним. От этого союза родился Эней, легендарный прародитель римлян, – отсюда такое значение этой темы. Венера сидит на постели под балдахином рядом с Анхизом, который в этот момент снимает с ее ног сандалии. Обычно присутствует Купидон. Изображение может включать слова "Genus unde Latinum" [лат. – "Откуда пошла латинская раса"]. См. также "ЭНЕЙ"; "АТАЛАНТА И ГИППОМЕН"; "ПИР БОГОВ"; "КУПИДОН"; "СУД ПАРИСА"; "МАРС"; "ПУТТО" (Venus Verticordia [лат. – Венера, обращающая сердца]); "САТИР"; "ВУЛКАН" (2).



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia