Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Века человечества





ВЕКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. В начале своих "Метаморфоз" Овидий описывает, как вслед за сотворением мира последовательно сменились четыре века – Золотой, Серебряный, Бронзовый и Железный. Первый был земным раем, своего рода Едемским садом или Аркадией, но каждый последующий приносил с собою все больше и больше тревог и страданий человечеству. Гесиод, древнегреческий поэт, описывает пятый – Героический – век, наступивший после бронзового и предшествовавший Железному. Эта тема иллюстрировалась либо отдельными картинами, либо циклами; при этом художники как правило, ограничивались изображением трех веков – Золотого, Серебряного и Железного (Бронзовый пропускался)

1. Золотой век. Человек пребывал в состоянии первозданной невинности – в гармонии с соплеменниками и животными. Он обходился без всяких орудий и средств возделывания земли, и природа удовлетворяла его простые потребности. Питался он ягодами, желудями и медом, который он добывал из каменного дуба. Правил тогда Сатурн, древнеримский бог земледелия. На картинах мы видим пейзаж с деревьями, реками и горами вдалеке. Мужчины и женщины все вместе пребывают в игре и наслаждении – они срывают плоды, нежатся на траве среди прирученных животных. Они едят и пьют, используя для этого черепашьи панцири, служащие им чашками и тарелками.

2. Серебряный век. Вечная весна прошла, и человек вынужден был выстроить себе примитивное жилище для защиты от дождя и холода и обучиться орудовать плугом и сеять. Теперь он научился различать хорошее и плохое. Над пейзажем, где люди заняты земледелием, парит женская фигура "СПРАВЕДЛИВОСТИ" с мечом и весами.

3. Железный век. Овидий поместил Железный век до потопа, но для Гесиода, который сам был беотийским крестьянином, трудившимся в поте лица своего, это был "день нынешний", полный страданий, если не сказать алчности и злости его соплеменников. Гесиод пишет о железе, которое было открыто "во вред человеку" (1:68). Сцена показывает воинов, нападающих на беззащитных женщин и детей или намеревающихся убить фигуру, увенчанную "ЛАВРОВЫМ" венком, олицетворяющую знание и искусства. Другой воин грабит храм и бежит с награбленной церковной утварью. На заднем плане горящий город.

В XVII–XVIII веках художники придерживались "Иконологии" – словаря Чезаре Рипы (1593), излагавшего мифологические сюжеты и представлявшего четыре века в образе женских фигур с устоявшимися атрибутами: Золотой век – коронованная цветами, держащая улий и оливковую ветвь; Серебряный – с плужным лемехом и охапкой колосьев; Бронзовый – размахивающая копьем; Железный – несущая различное вооружение и щит с человекоголовой змеей (символом лживости).



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia