Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Бахус





БАХУС (греч. – Дионис), популярный бог вина, первоначально бог плодородия, являвшийся в облике быка или козла, обряды поклонения которому сопровождались безумными оргиями, когда животное раздиралось на куски и его мясо съедалось сырым, что символизировало съедание самого" бога. В Греции этот культ был, по-видимому, особенно притягателен для женщин. Менада или вакханка (женщина, почитавшая Бахуса) в ее типичном одеянии, ниспадающем мягкими складками, с непременным тамбурином, всем обликом своим выражающая покинутость, – образ этот впервые стал известен нам по изображениям на чаше для питья, относящейся к V веку до н. э. Сам Бахус изображается в виде обнаженного юноши с венком из листьев и гроздей винограда на голове, держащего "ТИРС" – жезл, увенчанный сосновой шишкой (древним символом плодородия) и иногда увитый плющом (также священным для Бахуса). Он часто пьяный. Его триумфальную колесницу могут везти "ТИГРЫ", "ЛЕОПАРДЫ" или "КОЗЛЫ" (первые двое животных отражают, вероятно, распространение его культа в Азии), реже "КЕНТАВРЫ" или "ЛОШАДИ". Бахуса сопровождали не только менады, но также некоторые малые божества, связанные, как и он сам, с поклонением козлу, которые сохранили некоторые свои характерные особенности, такие, как расщепленные (козлиные) копыта и козлиную физиономию, – "САТИР", "СИЛЕН" и, реже, "ПАН".

Они играют на дудках, аккомпанируя пению и танцам вакхического ритуала. Манипуляция змеями также составляла часть ритуалов, и сатиры нередко изображались со змеями, обвивающими их тела. (В этой связи см. также "САТИР".)

Для гуманистов итальянского Возрождения страстный дух Бахуса представлялся чем-то противоположным умеренной ясности разума, персонифицируемой Аполлоном.

1. Рождение Бахуса ("Мет.", 3:310–312). Бахус был рожден от бедра своего отца Юпитера. Он был вшит в него Меркурием после того, как его мать Семела была испепелена молнией Юпитера, будучи на шестом месяце беременности. Меркурий передал родившегося младенца нимфам, жившим в гроте на горе Ниса, чтобы они заботились о нем. Меркурий изображается с Бахусом, которого он убаюкивает, держа на одной руке; в другой у него кадуцей.

Или по-другому: нимфа только что получила младенца и пристально и с обожанием его разглядывает. Они могут лежать в заводи в гроте. В тенистом месте крупными гроздьями растет виноград. В небе летает орел Юпитера, или сам Юпитер лежит на своем ложе высоко в облаках.

2. Обучение (или кормление) Бахуса ("Мет.", 3:314–315). Среди других, кто помогал его растить, были сатиры, менады и силены. Бахус изображается упитанным мальчуганом с вьющимися волосами, которому сатир подает вино из меха или из рога изобилия.

3. Моряки, превращенные в дельфинов (гомеровский гимн Дионису; "Мет.", 3:597–691; "Картины", 1:19). Бахус, похищенный пиратами, отомстил им за себя, заставив плющ обвить их весла и снасти, а виноград подняться на мачту. Вслед за тем на борту появляются призраки диких зверей, и моряки в ужасе покидают корабль, прыгая в море, где тут же превращаются в дельфинов.

4. Бахус и Ариадна. Именно Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тесею, которого она любила, выбраться из лабиринта с помощью клубка ниток, но в результате он покинул ее спящей на острове Наксос ("ТЕСЕЙ", 2). Здесь ей на помощь пришел Бахус. Изображения, относящиеся к античной эпохе, показывают Ариадну спящей, когда к ней является Бахус, как описал это Филострат ("Картины", 1:15). Но согласно Овидию ("Мет.", 8:176–182), она в этот момент сидела "слезно молящей", и художники Ренессанса и более позднего времени обычно изображают ее бодрствующей. Бахус взял ее венец, украшенный драгоценными камнями, и "до созвездий метнул", чтобы "славилась в небе она". Так она стала созвездием. Он легко утешил ее, и вскоре они поженились. Он спускается на землю или поднимает Ариадну вверх в колесницу. Бахус снимает корону с ее головы, или же она уже на небе (светящийся круг из звезд). Свита Бахуса может отправлять свои обряды: один сатир демонстрирует, как его обвивают змеи, другой размахивает телячьей ногой, в то время как сатир-малыш тащит за собой голову теленка (ср. Катулл, "Кармина", 64) (Тициан, Национальная галерея, Лондон). Овидий ("Фасты", 3:459–516) описывает, как Бахус сам покинул Ариадну, чтобы совершить свое путешествие на Восток. По этой версии их встреча является, следовательно, новым их соединением после его возвращения. Это согласуется с присутствием леопардов, которые часто везут его колесницу.

5. Триумф Бахуса (и Ариадны). Веселая процессия движется, обычно предводимая пьяным Силеном. Иногда он на осле, и другие гуляки поддерживают его с двух сторон, или же он на телеге, запряженной ослами.

Среди радостной толпы сатиры и менады, играющие на дудках или сиринксах и бьющие в цимбалы. В воздухе парят путти, неся кувшины с вином и бокалы. Бахус, восседающий на своей повозке и держащий тирс, поднимает высоко вверх рог изобилия. Его может сопровождать Ариадна, порой на своей собственной колеснице (см. "ТРИУМФ").

См. также "АНДРИАНЫ"; "МИДАС"; "ВЕНЕРА" (2).



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia