Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Аполлон





АПОЛЛОН. Один из двенадцати богов Олимпа. Аполлон был воплощением классического греческого духа, олицетворением рационалистической, культивированной стороны человеческой природы. В этом смысле он – антипод Диониса (Бахуса), олицетворяющего более темную страстную сторону натуры человека. Согласно греческой мифологии, он был сыном Зевса (Юпитера) и Лето и братом-близнецом Артемиды (Дианы). Родился он на острове Делос, на котором Лето скрывалась от гнева жены Зевса Геры (Юноны). Позже Аполлона стали отождествлять с богом-солнцем Гелиосом (Соль), мчащимся на своей колеснице по небу (культ бога-солнца был широко распространен в Римской империи). В классической скульптуре Аполлон являет собою идеальную форму мужской красоты, точно так же, как Венера – женской. В искусстве Аполлон предстает в образе юноши, безбородым, с утонченными, порой довольно женственными чертами лица. У него длинные волосы, перехваченные лентой или завязанные узлом на шее. Как правило, он обнажен, хотя, когда предстает в качестве музыканта, может носить длинную тунику. Типичный образ – Аполлон Бельведерский, эллинистическая статуя, найденная в Риме в XV веке. Она демонстрирует бога в полный рост, одна его рука поднята вверх, как будто он только что выстрелил из лука (Ватиканский музей, Рим). Это произведение оказало огромное влияние на многие поколения последующих художников. Многочисленные атрибуты Аполлона указывают на широкий диапазон его покровительства и видов деятельности. "ЛУК", "СТРЕЛА" и "КОЛЧАН" – как на патрона стрельбы из лука, Овидий ("Мет.", 1:438–451) повествует о том, как Аполлон тысячью стрел сразил змея Пифона; ренессансные мифографы сравнивали стрелы бога-солнца с солнечными лучами. "ЛИРА" (либо другой струнный инструмент) является его инструментом как покровителя поэзии и музыки, а также предводителя муз (см. ниже 3, 4, 8). Венок из листьев "ЛАВРА", который часто носит Аполлон, был присужден ему за его достижения в искусствах (см. также 9). Как бог-солнце он правит "КОЛЕСНИЦЕЙ" (квадригой), и у него может быть "ОРЕОЛ". "ЗМЕЯ" указывает на его победу над Пифоном. Его может сопровождать странный монстр о трех головах – волчьей, львиной и собачьей, имеющий тело извивающейся змеи; первоначально он принадлежал египетскому богу-солнцу Серапису; Аполлона снабдили им ренессансные мифографы. (См. "МУДРОСТЬ".) Другие, менее распространенные атрибуты Аполлона: пастушеский "ПОСОХ" – как хранителя стад; "ЛЕБЕДЬ" – символ красоты; шар (см. "ДЕРЖАВА") – символ его универсальности; "ВОЛК" – один из его образов, которому первоначально поклонялись. Бог-солнце

Для греков происхождение и образ действий Аполлона и Гелиоса были ясно различимы и разделимы. Отождествление Аполлона с солнцем – "Phoebus Apollo" [лат. – "Лучезарный Аполлон"] – было, по мнению некоторых, результатом поздней эволюции и характерно для его культа главным образом в римские времена. Его колесница представляет собой квадригу, то есть запряженную в одну линию четверку лошадей – каждый день они провозят колесницу по всему небу. Иногда бог изображается правящим колесницей сквозь круглый золотой обруч или арку. Обруч этот (или арка) представляет собой зодиакальный пояс – ту хорошо известную древним часть неба, по которой ежегодно проходит солнце и которую они могли наблюдать. Согласно средневековой традиции, лошадям придавался разный цвет, но начиная с XV века они обычно белые, такие, какими были римские триумфальные квадриги. В искусстве барокко вокруг колесницы играют нимфы и маленькие амуры. Колесница бога-солнца была одолжена "ФАЭТОНУ", что привело к ужасным последствиям. Как бог-солнце Аполлон был высшим при дворе Версаля, где он символизировал короля Франции – le roi-soleil [фр. – король-солнце] – и был в центре детально разработанной аллегории богов и богинь. Сам двор изображался в виде Парнаса. (См. также "ИЛИЯ", 5.)

1. Аполлон и Диана: бог-солнце и богиня-луна. Диана явилась, дабы отождествиться с "ЛУНОЙ", богиней-луной (греч. – Селена), у которой она заимствовала полумесяц над челом. Селена была сестрой Гелиоса, как Диана – сестрой Аполлона. Она делила с ним небо, начиная свой путь вечером, когда он кончал свой. Подобно ему, она правит колесницей, запряженной лошадьми, хотя в античности она иногда изображалась скачущей верхом. В живописи барокко Аполлон и его мчащиеся в лучах солнца кони уносят Диану и ее колесницу с неба в темноту; ее нимфы летят вместе с нею. Или же он может пребывать на облаке в ярких лучах солнца, держа свою лиру, в то время как Диана сидит поблизости в тени.

2. Аполлон в кузнице Вулкана ("Мет.", 4:171–174). Аполлон – солнце, которое все видело и все знало, – наблюдал любовные похождения Венеры и Марса и поспешил рассказать об этом мужу Венеры в его кузнице. Вулкан (кузнец у богов) изображается у своей наковальни слушающим шокирующие его известия. Аполлон предстает увенчанным нимбом бога-солнца. (О последствиях этой истории см. "ВЕНЕРА", 8.)

Бог поэзии и музыки

3. Аполлон и музы. В роли бога поэзии и музыки Аполлон обитает на горе "ПАРНАС", в обществе девяти "МУЗ" – богинь поэтического вдохновения и творческих искусств; отсюда другое его имя – Аполлон Мусагет.

Он часто изображается в одеяниях, на нем лавровый венок, и он играет на своей лире или, особенно в живописи XV–XVI веков, на лире да браччо или другой современной разновидности виолы. Бегущий ручей – это Кастальский ключ, он, как и другой, Пиэрийский, был источником вдохновения и знания, из которого советовалось глубже черпать. В аллегориях поэзии и музыки Аполлон предстает вместе с Орфеем и Гомером.

4. Аполлон и Марсий ("Мет.", 6:382–400; "Фасты", 6:703–708; Филострат Младший "Картины", 2). Марсий (сатир, один из свиты Бахуса) был искусным флейтистом [точнее, исполнителем на авлосе. – А. М.]. Инструмент этот изобрела Минерва, но выбросила его, когда увидела, что другие боги стали смеяться над тем, как надуваются ее щеки при игре на нем. Она прокляла его, и Марсий, нашедший и подобравший его, стал невинной жертвой этого проклятия. Аполлон, рассердившийся на возгордившегося своим искусством Марсия, вызвал его на музыкальное состязание: флейта против лиры. Победителю представлялось право избрать наказание для побежденного. Поскольку судьями были музы, победителем, само собой разумеется, был признан Аполлон. Наказание он выбрал ужасное: привязал Марсия к сосне и с живого содрал кожу. По Овидию, река Марсий во Фригии образовалась из слез, пролитых другими сатирами об умершем Марсий. Музыкальное состязание и скальпирование обычно изображаются как отдельные сцены, (а) Состязание. Марсий (обычно без традиционных черт козлоногого сатира) играет на своей дудочке, тем временем Аполлон, стоящий поблизости, высокомерно на него взирает. Здесь же лежат его лук, колчан и стрелы. Или, иначе, Марсий наблюдает, как Аполлон играет на своем инструменте. Традиционный двойной авлос Марсия в XV–XVI веках может превратиться в сиринкс, шалмей или, реже, в волынку, но всегда это духовой инструмент того же рода. Классическая античность и Ренессанс наделяли символическим значением два рода инструментов: спокойное, невозмутимое звучание струнных инструментов воспринималось как имеющее духовно-возвышающее воздействие, в то время как грубый, вульгарный звук язычковых духовых инструментов возбуждал низменные страсти. Более того, язычковый инструмент был традиционным фаллическим символом. Таким образом, эта тема была аллегорическим выражением на языке музыки противопоставления интеллектуального начала эмоциональному, (б) Скальпирование Марсия. Эллинистическая статуя из Пергама (Капитолийский музей, Рим), множество раз копировавшаяся в эпоху Ренессанса, изображает Марсия, с которого вот-вот будет содрана кожа, подвешенным за руки и за ноги к дереву. В живописи Ренессанса и более позднего времени один из свиты Аполлона приставляет к телу Марсия нож, в то время как Аполлона венчают лавровым венком победителя. Художники барокко имели пристрастие изображать жестокость этой сцены: Марсий лежит на земле, корчащийся от боли, Аполлон же лично приводит приговор в исполнение и сдирает с Марсия кожу. В первоначальном мифе, по-видимому, отразился древний фригийский обряд, связанный с плодородием и требовавший принесения в жертву человеческой жизни: отданного в жертву подвешивали под священной сосной. Флорентийские гуманисты XV века интерпретировали этот сюжет аллегорически, как своего рода духовное очищение посредством сбрасывания внешнего, чувственного – дионисийского – "я". Из христианских святых "ВАРФОЛОМЕЙ" был предан подобной мученической смерти.

5. Суд Мидаса; Аполлон и Пан ("Мет.", 11:146–193). Еще одно музыкальное состязание. Сюжет этот похож на предыдущий, и их часто путают. В данном случае место Марсия занимает Пан, но ничего трагического, кроме бесславия поражения, с ним на сей раз не происходит. Судьей в этом состязании был бог гор Тмол. Царь Мидас, который "убоявшись богатств, в лесах стал жить по-простому с Паном", не согласился с вердиктом Тмола и подвергся наказанию Аполлона: у него выросли ослиные уши. Согласно другой версии, соревнование судили Мидас и музы. У Пана, в отличие от Марсия, как правило, козлиные ноги, и играет он на сиринксе. Мидас облачен в царскую мантию, на голове может быть корона.

Бог-прорицатель

6. Аполллон и Геркулес В классической Греции у Аполлона была особая функция – бога-прорицателя. Во многих его храмах жрицы-глашатаи бога ("СИВИЛЛЫ") изрекали пророчества тем, кто к ним обращался. С сивиллами часто советовались по важным государственным делам. Главное святилище Аполлона находилось в Дельфах, месте, где, согласно мифу, он уничтожил Пифона. (Отсюда еще одно его прозвище – Аполлон Дельфийский или Пифийский.) Предсказание свое жрица произносила, восседая на священном треножнике. Геркулес в приступе гнева попытался однажды похитить его (Гигин, 32). Он изображается с занесенной для удара дубиной, в то время как Аполлон пытается вырвать у него треножник. Это вызвало гнев Юпитера, и он метнул молнию, чтобы прекратить распрю. Враги помирились, и треножник был возвращен на место.

7. Аполлон и Кумcкая сивилла. Овидий ("Мет.", 14:130–153) повествует о том, как Аполлон влюбился в сивиллу из Кум, что на севере Италии. Он обольщал ее, обещая за ее объятия продлить ей жизнь на столько лет, сколько пылинок содержится в пригоршне пыли. И хотя она отказала ему, Аполлон сдержал свое слово и наделил ее долгожительством, но не дал ей вечной юности. Таким образом она оказалась обреченной на столетия существования в образе дряхлой старухи. Сивилла, молодая женщина, изображается стоящей перед Аполлоном. Ее руки, сложенные чашечкой, наполнены пылью. Аполлон сидит перед нею на камне, одна его рука на лире. Сюжет этот довольно поздний, впервые он появился в XVII веке.

Пасторальный бог

8. Аполлон-пастух; Аполлон и Меркурий. Своим отцом Юпитером Аполлон был послан служить царю Адмету в качестве пастуха. Таково было наказание ему за убийство киклопов, оружейников Юпитера. Этот пасторальный Аполлон, бог-кочевник (Аполлон Номий), сидит под деревом (возможно, это лавр, который для него был священным) и настраивает свою лиру или играет на ней, в то время как на лугу пасутся овцы. В руках у него может быть пастушеский посох. По другой версии ("Мет.", 678–709), он пастух, стерегущий стадо – по-видимому, невнимательно, поскольку Меркурию удалось незаметно это стадо увести. По приказу Юпитера животные были возвращены, а Аполлон и Меркурий помирились. Меркурий скрепил их дружбу подарком – он преподнес Аполлону лиру, которую, как считается, он изобрел, а в ответ получил свой жезл – "КАДУЦЕЙ". Меркурий изображается угоняющим стадо: в одной руке у него кнут, в другой – кадуцей; Аполлон в это время сидит и в забытьи играет. Меркурий может изображаться также вручающим Аполлону после их примирения лиру.

Возлюбленные Аполлона

9. Аполлон и Дафна ("Мет.", 1:452 и далее; Гигин, 203). Нимфа Дафна, дочь речного бога Пенея, была первой и самой известной из возлюбленных Аполлона. У художников она была популярна во все века. Согласно Овидию, причиной случившегося был Купидон, пребывавший в плохом настроении. Он поразил Аполлона золотой стрелой – той, что разжигает любовь, а Дафну, наоборот, той, "что гонит, – тупа и свинец у нее под тростинкой". Бог преследовал сопротивляющуюся девушку, и когда у нее уже не было сил бежать, она взмолилась своему отцу, чтобы он спас ее. В этот самый момент "волосы – в зелень листвы превращаются, руки же – в ветви", корни вырастают из ее ног, и вся она обращается в лавр. Дафна обычно изображается бегущей, ее воздетые руки уже спутываются. Аполлон, с луком и колчаном и, возможно, также увенчанный лавровым венком, настигает ее. Или же Дафна ищет спасения за спиной своего отца – речного бога, который, откинувшись, опирается на опрокинутую "УРНУ" (исток реки), рядом может находиться "ВЕСЛО". Часто в сцене присутствует Купидон. Эта тема символизирует победу Целомудрия над Любовью.

10. Аполлон убивает Корониду ("Мет.", 2:602–620). Коронида (принцесса) была возлюбленной Аполлона; беременная от него, она ушла к другому. Известие об этом принесла Аполлону белая как снег ворона, которую он послал следить за Коронидой. В приступе ярости Аполлон поразил ворону, которая из белой превратилась в черную, а затем он пронзил стрелой и Корониду. Он вырвал младенца из ее утробы и отдал его на попечение кентавру Хирону. Мальчик вырос и превратился в бога врачевания Асклепия. Коронида изображается лежащей, ее пронзила стрела. Аполлон стоит возле нее, убитый горем, с луком в руке. Хирон держит младенца; рядом может быть ворона.

11. Аполлон и Гиакинт ("Мет.", 10:162–219). Любовь Аполлона к Гиакинту, принцу Спартанскому, – один из довольно редких примеров гомосексуальной любви в греческой мифологии (другой пример – любовь Юпитера и Ганимеда, сюжет, иногда сопутствующий данному). Любовной связи Аполлона и Гиакинта был положен конец вмешательством ревнивого Зефира (западного ветра). Аполлон обучал юношу метанию диска, когда ветер вдруг подхватил снаряд и направил его прямо в голову Гиакинта. На том месте, где пролилась кровь Гиакинта, вырос цветок, названный его именем – гиацинт. См. также "АХИЛЛЕС" (4); "ЛАОКООН"; "НИОБА"; "ФАЭТОН".



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia