Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Анджелика





АНДЖЕЛИКА. Дочь катайского царя в "Неистовом Роланде" итальянского поэта Ариосто (1474–1533) – романтической эпической поэме о войне христиан с сарацинами во времена Карла Великого. В Анджелику были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников, среди них христианский герой Роланд (Орландо). Он сходит с ума от горя и ревности из-за того, что Анджелика становится возлюбленной, а затем и женой мавра Медора. (Ссылки даются на оригинальное издание 1532 года, переведенное на английский язык в 1591 году Джоном Харингтоном.

1. Анджелика и отшельник (8:44). Развратный отшельник, страстно стремившийся овладеть Анджеликой, окрапляет ее зельем, так что она впадает в глубокий сон. Ему, однако, не удалось достичь своей цели: "...но споткнулся его конек, – метафорически объясняется в поэме, – был он телом слабей желания... Все не вскинуть ему ленивца". Отшельник изображается снимающим одежды со спящей девушки (Рубенс, Музей истории искусств, Вена).

2. Руджьер освобождает Анджелику (10:92–115). Сюжет, очень похожий на тему Персея и Андромеды. Анджелика прикована цепями к скале на морском берегу, на нее готово напасть морское чудовище. Руджьер (Рожер), один из языческих рыцарей-победителей, приезжает на "ГИППОГРИФЕ". Он ослепляет монстра волшебным мечом и надевает Анджелике на мизинец волшебное кольцо, которое ее защищает. Он освобождает ее от оков, она садится позади него, и вместе они уносятся (Энгр, Национальная галерея, Лондон).

3. Анджелика и Медор. Медор, соратник мавританского предводителя Дапринела, был ранен в бою. Анджелика находит его и с помощью одного пастуха вылечивает соком трав. Ее изображают поддерживающей Медора, который обессиленный лежит под деревом. У нее в руке пучок трав. Позади них стоит пастух с лошадью (19:23) (Тьеполо, вилла Валмарана, Виченца). Они оставались в хижине пастуха до тех пор, пока Медор не поправился. Теперь Анджелика почувствовала, что влюбилась в него (19:26). Они изображаются прощающимися с пастухом и его женой (Тьеполо, Виченца). Популярная тема в итальянской живописи барокко – Анджелика вырезает свое имя и имя своего возлюбленного на корне дерева (19:36). Именно эти доказательства их любви вызвали приступ ревности Роланда, когда он их обнаружил (23:114).

4. Родомонт и Роланд (26:41–48). Родомонт, сарацинский царь Алжира, любил христианку Изабеллу. Не желая покориться ему, она решила покончить с собой и хитростью заставила его убить ее. Он выстроил для нее большую гробницу у узкого моста через реку и охранял его от всякого, кто собирался проехать по нему. Неистовый Роланд, нагой и безоружный, явился и сразился с Родомонтом на мосту. Оба они, к несчастью Родомонта, поскольку он был в полном воинском снаряжении, упали в реку. Они изображаются в момент схватки. На заднем плане видна гробница. Она увешана трофеями Родомонта – доспехами убитых им рыцарей (Д. и Б. Босси, Водсвортский Атенеум, Хартфорд, Коннектикут, США).



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia