Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Ангел





АНГЕЛ (греч. angelos – посланник). Посланник богов, носитель божественной воли и исполнитель ее на земле. Мы узнаем о нем из древних религий Востока. В греко-римском пантеоне Меркурий был посланником Юпитера. Описания явлений ангела, имеющиеся в пророческой и апокалипсической литературе, сыграли формообразующую роль в искусстве средневековья: "Видел я Господа, сидящего на престоле высоком... Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал" (Ис. 6:1–2). (См. также "ИЕЗЕКИИЛЬ".) Существовал не один чин ангелов: "И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах" (1 Сам. 4:4 и аналогично Пс. 80:1); и "Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано" (Кол., 1:16). В Ветхом Завете содержится множество упоминаний о существах, назначение которых – передавать волю Бога роду человеческому. Ангел – это и благовестник ("АВРААМ", 2: Три ангела), и защитник праведников ("ЛОТ", Г. Разрушение Содома и Гоморры), он наказывает грешников ("АДАМ И ЕВА", 3: Изгнание из Рая) или предстает таинственной персонификацией самого Бога ("ИАКОВ", 4: Иаков, борющийся с ангелом). Ангельское воинство, культ которого стал особенно популярным в XVI–XVII веках, появляется в Ветхом Завете, и это в первую очередь "РАФАИЛ" (см. "ТОВИЯ") и "МИХАИЛ", защитник израильтян (Дан. 10:13; 11:1). В Новом Завете Евангелие от Луки содержит множество ссылок на ангелов: Благовещение Марии архангела "ГАВРИИЛА", который подобным же образом предсказал Захарии рождение "ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ" и который также явился во сне Иосифа (см. "ИОСИФ", муж Девы Марии, 2); "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО", "БЕГСТВО В ЕГИПЕТ", "БОРЕНИЕ В САДУ" и в других сюжетах. Ранняя Церковь допускала существование ангелов, но с оговорками, поскольку ангелы имели обыкновение вызывать поклонение им самим. В V веке их различные чины были классифицированы в трактате, который в эпоху средневековья приписывался Дионисию Ареопагиту, обращенному в христианство Св. Павлом (см. "ПАВЕЛ": 8). Его трактат "О небесной иерархии" ("De Hierarchia Celesti") делит ангелов на девять чинов (или хоров), группирующихся в три иерархии следующим образом: 1) Серафимы, Херувимы, Престолы; 2) Господства, Силы, Власти; 3) Начальства, Архангелы, Ангелы. Первая иерархия окружает Бога в вечном поклонении (Престолы поддерживают его); вторая правит звездами и элементами; третья – Начальства – защищает земные царства, а Ангелы и Архангелы являются божественными посланниками. Ангелы этих девяти хоров, будучи восточного происхождения, в византийском искусстве изображались в облике простолюдинов, но их можно встретить и в западном искусстве средневековья и Возрождения. Они предоставляли художникам принятые каноны для изображения небес, и мы видим их в таких сюжетах, как "УСПЕНИЕ", "КОРОНОВАНИЕ ДЕВЫ МАРИИ" и "СТРАШНЫЙ СУД". Серафимы и Херувимы изображаются в виде лишь голов с одной, двумя или тремя парами крыльев. Серафим, по традиции, красного цвета и может держать свечу; Херувим – голубого или иногда золотистожелтого, порой с книгой. Эти два чина нередко изображаются окружающими "БОГА-ОТЦА" на небесах. "ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ" предстает получающим стигмы от полусерафима-получеловека. Ангелы следующих семи чинов далеко не всегда ясно различимы. Обычно у них человеческие тела; Престолы могут держать троны, Господства могут быть увенчаны коронами, иметь державы и скипетры; у Сил – лилии или красные розы; Власти и иногда другие более низкие чины могут изображаться в воинских доспехах. Ангелы, предстающие в сюжетах христианского искусства, не связанных непосредственно со Священным Писанием: посланцы, музыканты, окружающие Деву Марию и Младенца, или сопровождающие Св. Цецилию, ангел-хранитель, представляющий донатора в святом собеседовании ("Sacra Conversazione"), – все они могут считаться принадлежащими к девятому чину. Они обычно (но не всегда) крылатые (см. "КРЫЛЬЯ"), хотя бесполые, обликом своим кажутся скорее женственными и возрастом напоминают подростков или юношей. Облачены они обычно в свободно ниспадающие одежды. В живописи Ренессанса у них, как правило, нимб. Тип ангела, встречающийся в итальянской живописи XIV века, обладает двумя парами крыльев. Барочные ангелы – это чаще всего младенцы, неотличимые от младенцев-купидонов в светских сюжетах. См. также "ПУТТО"

Другими сценами, в которых ангел играет важную роль, являются: "АВРААМ": Жертвоприношение Авраама (останавливает руку патриарха); Наказание Агари и Измаила (предстает перед ними в пустыне); "ВАЛААМОВА ОСЛИЦА" (преграждает путь Валааму); "ГЕДЕОНОВА ШЕРСТЬ" (является коленопреклоненному воину); "ПЕТР НОЛАСК" (двое ангелов переносят старого монаха); "САМСОН" (благовествует о его рождении родителям); "ИСКУШЕНИЕ В ПУСТЫНЕ" (несколько ангелов, они прислуживают Христу); "АПОКАЛИПСИС" (8, 10) (провозвестники божественной воли); "ARS MORIENDI". Об отпавших от Бога взбунтовавшихся ангелах, см. "САТАНА".



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia