Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Афоризмы..."

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 330 – 379 гг.) христианский греческий писатель епископ Кесарии Каппадокийской






Говорят: "Почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, так что нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели?" Потому же, почему и ты не признаешь служителей исправными, когда держишь их связанными, но когда видишь, что добровольно выполняют перед тобой свои обязанности.
Беседа 9 (о том, что Бог не виновник зла)
Непрестанно думать о Боге – благочестиво, (...) но описывать словом божественное – дерзко.
Беседа 15 (о вере)
Зло – не живая и одушевленная сущность, но состояние души, (...) происходящее (...) через отпадение от добра. Поэтому не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия.
"Беседы на шестоднев", 2
Состояние в мире, предшествовавшее сотворению света, было не ночь, а тьма; а что стало отлично от дня, то названо ночью.
"Беседы на шестоднев", 2
Пес не одарен разумом, но имеет чувство, почти равносильное разуму. Что едва изобрели мирские мудрецы, просидев над этим большую часть жизни – разумею хитросплетение умозаключений, тому пес оказывается наученным от природы. Ибо, отыскивая звериный след, когда найдет, что он раз- делился на многие ветви, обегает уклонения, ведущие туда и сюда, и тем, что делает, почти выговаривает следующее умозаключение: или сюда поворотил зверь, или сюда, или в эту сторону. Но как не пошел он ни туда, ни сюда, то остается бежать ему в эту сторону. И таким образом через отрицание ложного находит истинное. Более ли этого делают те, которые, чинно сидя над доскою и пиша на пыли, из трех предложений отрицают два и в остальном находят истину?
"Беседы на шестоднев", 9
Всего (...) труднее познать самого себя. Не только глаз, рассматривающий внешнее, не может быть употреблен к рассмотрению самого себя, но и самый ум наш, проницательно усматривающий чужую погрешность, медлителен в познании собственных своих недостатков.
"Беседы на шестоднев", 9
Надо учиться не стыдясь, учить не скупясь.
Письма к Григорию Богослову, 2
Всякий повод для лени есть повод для греха.
"Meros", 260
Добытое трудом с радостью и принимается и сохраняется, а что получено без труда, то быстро исчезает.
Не говори мне: "У меня знаменитые прадеды и отцы"– верный закон каждому повелевает своею жизнью хвалиться.
Доброе деяние никогда не пропадает втуне. Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу; тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви; благодать, излившаяся на благодарную душу, никогда не бывала бесплодной, и благодарность обыкновенно приносит вознаграждение.
Хлеб, который ты хранишь в своих закромах, принадлежит голодному; плащ, лежащий в твоем сундуке, принадлежит нагому; золото, что зарыл ты в земле, принадлежит бедняку.
Целомудрие в старости – не целомудрие, но немощь бессилия: мертвец не венчается.
Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся.
Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность.
Трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе.
Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим.
Когда веселится сердце, расцветает лицо.
Глупые богаты скорее сном, чем богатством.
Сверх меры подобает спать мертвым, а не живым.
Злой не видит, что является злом.
Опечалил ли кто тебя – не печалься, ибо ему уподобишься. Ведь никто не исцеляет злом зла, но добром зло.