Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Афоризмы..."

АНТИСФЕН (ок. 455 – ок. 360 гг. до н.э.) ученик Горгия и Сократа, основатель философской школы киников






Человека можно научить добродетели.
"Геракл" (фрагмент)
(Диоген Лаэртский, VI, 12)
Характерным для мудрости является умение найти для каждого свой род мудрости, а невежеству свойственно к разным людям обращаться с однообразной речью.
Из сочинений о Гомере
Влюбленные часто обманывают и обещают невозможное.
Из сочинений о Гомере
Начало образования состоит в исследовании слов.
"О воспитании, или О словах" (фрагмент)
[О платоновских "идеях":] Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу.
"Сатон" (фрагмент)
Глазами его [бога] нельзя увидеть, он ни на что не похож.
"Физика" (фрагмент)
Безвестность есть благо.
(Диоген Лаэртский, VI, 12)
Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.
(Диоген Лаэртский, VI, 12)
Образованного и умного человека трудно переносить, так как неразумие – вещь легкая и необременительная, а разум непреклонен, непоколебим, тяжесть его неодолима.
(Филон Александрийский. "О том, что всякий добродетельный человек свободен")
Добродетель и для мужчины, и для женщины одна.
(Диоген Лаэртский, VI, 12)
Удовольствие – благо, но [только] когда оно не вызывает раскаяния.
(Афиней. "Пирующие софисты", XII, 513а)
Львы взяли слово, когда, собравшись на совет, зайцы потребовали для всех равноправия.
(Аристотель. "Политика", III, 13, 1284а)
Праздник – это повод для обжорства.
(Антоний и Максим. "Беседа о невоздержанности...")
Следует домогаться удовольствий, которые идут за трудами, а не перед трудами.
(Стобей, 29, 65)
С политикой следует обращаться как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть.
(Стобей, 15, 28)
Не замечай ошибки старца: старое дерево бесполезно пересаживать.
(Антоний. "Беседы", XXXIII)
Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна.
("Ватиканский гномолог", 3)
На вопрос, какую женщину лучше брать в жены, он [Антисфен] ответил: "Красивая будет общим достоянием, некрасивая – твоим наказанием".
(Диоген Лаэртский, VI, 3)
На вопрос, что блаженнее всего для человека, он [Антисфен] сказал: "Умереть счастливым".
(Диоген Лаэртский, VI, 5)
На вопрос, что дала ему философия, он [Антисфен] ответил: "Умение беседовать с самим собой".
(Диоген Лаэртский, VI, 6)
На вопрос, какая наука самая необходимая, он [Антисфен] сказал: "Наука забывать ненужное".
(Диоген Лаэртский, VI, 7)
Узнав однажды, что Платон дурно отзывается о нем, он [Антисфен] сказал: "Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное".
(Диоген Лаэртский, VI, 3)
Кто-то сказал, что война уничтожает бедняков; (...) Антисфен заметил: "Напротив, она их рождает во множестве".
(Стобей, 50, 11)
Когда его однажды хвалили дурные люди, он [Антисфен] сказал: "Боюсь, не сделал ли я чего дурного?"
(Диоген Лаэртский, VI, 5)
Когда Платон в своей школе о чем-то долго рассуждал, Антисфен заметил: "Не оратор является мерой слушателя, а слушатель – мерой оратора".
("Ватиканский гномолог" 13)
Когда какой-то человек спросил Антисфена. чему надо учить сына, он ответил: "Если он собирается общаться с богами, то философии, если же с людьми, то риторике".
(Стобей "Эклоги")
Умер он от чахотки. (...) Однажды, когда он воскликнул: "Ах, кто избавит меня от страданий!", Диоген показал ему кинжал и произнес: "Вот кто" – "Я сказал: от страданий, а не от жизни!" – возразил Антисфен.
(Диоген Лаэртский, VI, 18)
Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.
Братская близость единомыслящих крепче всяких стен.
Чтобы быть счастливым, достаточно быть добродетельным.
Добродетель – орудие, которого никто не сможет отнять.
Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.
Справедливого человека цени больше, чем родного.
Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.
Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, нежели тем, в кого бросают камнями.
Как ржавчина съедает железо, так завистников – их собственный нрав.
Лучше достаться стервятникам, чем попасть к льстецам. Те пожирают мертвых, а эти – живых.
Удовольствиями пользоваться можно по праву только после трудов, а не прежде них.
Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны.
Мудрец женится, чтобы иметь детей, притом от самых красивых женщин; он не будет избегать и любовных связей – ибо только мудрец знает, кого стоит любить.