
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
155 БАЛТИЙСКИЙ БЛОК—БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ 156 с т а т а достаточного д а в л е н и я д л я о б е с п е ч е н и я постоянства внешней формы аэростата. Б . со ставляет необходимую принадлежность при вязных, мягких и полужестких управляемых аэростатов. У привязных аэростатов Б . на п о л н я е т с я в о з д у х о м а в т о м а т и ч е с к и ч е р е з осо бые у л а в л и в а т е л и с и л о й в е т р а . Н а п о л н е н и е воздухом Б . управляемых аэростатов произво дится и л и автоматически через улавливатели и л и особыми в е н т и л я т о р а м и . Б А Л Т И Й С К И Й Б Л О К , с м . Балтийское море. ВОД, с о к р а щ е н н о Б а л т з а в о д , н а х о д и т с я в Л е н и н г р а д е . В х о д и т в состав «Всесоюзного о б ъ е д и н е н и я м о р с к о г о с у д о с т р о е н и я » («Союзв е р ф ь » ) . О с н о в а н в 1856 а н г л и й с к и м к а п и т а л и с т о м М а к ф е р с о н о м . В 1894 п е р е ш е л к м о р с к о му ведомству. После Октябрьской революции Б . с. з . р е к о н с т р у и р о в а н и р а с п о л а г а е т с у д о строительными, технич., электротехнич. мас терскими, кузницами и п р . подсобными мастер скими. Имеются открытые стапеля д л я пост ройки больших судов. Эти стапеля оборудованы многочисленными подъемными кранами д л я у с т а н о в к и м а т е р и а л о в н а с у д н о . Б . с. з . я в л я ется одним и з л у ч ш и х судостроительных заво дов СССР ( п о с т р о й к а т е п л о х о д о в и п р . ) . В период усиленной подготовки к Русскоя п о н с к о й , а з а т е м к в о й н е 1914—18 Б . с . з . п о строил значительную часть боевых кораблей русского воен. флота и только после О к т я б р ь ской революции начал строить и коммерческие суда (лесовозы, нефтеналивные суда и п р . ) . До 1914 н а Б . с . з . п о с т р о е н ы , н е с ч и т а я более с т а р ы х с у д о в : к р е й с е р ы « Р о с с и я » , «Громобой», б р о н е н о с ц ы « А д м и р а л У ш а к о в » , «Пересвет», «Победа», « А л е к с а н д р I I I » , «Слава», « П а в е л I», « О т в а ж н ы й » , м и н о н о с е ц «Котлин» и п е р в а я в России подводная лодка «Дельфин». Б А Л Т И Й С К И Й ФЛОТ. Зарождение русско го Б . ф. о т н о с и т с я к н а ч а л у 18 в е к а , к о г д а п р и Петре I были основаны верфи н а pp. Сясь и Свирь, а в Петербурге сооружено адмиралтей с т в о . Д е й с т в и я Б . ф . в т е ч е н и е в с е г о 18 в . в Б а л т и й с к о м м . , в в о й н а х со Ш в е ц и е й и П р у с сией, свидетельствуют о технической слабости ф л о т а и н е р е ш и т е л ь н о с т и к о м а н д о в а н и я в опе р а ц и я х на море. Единственной крупной опера ц и е й Б . ф. этого п е р и о д а б ы л а т а к н а з ы в а е м а я Архипелажская экспедиция, проведенная вне Б а л т и й с к о г о м . (см. Архипелаг, И с т о р и я). Во в т о р о й п о л о в и н е 18 в . А н г л и я , н а х о д я с ь в с о ю з е с Россией, принимает активное участие в укре плении Б . ф.: русские корабли чинились и до с т р а и в а л и с ь в а н г л . д о к а х , а н г л и й с к и е офи церы командовали русскими эскадрами и явля лись консультантами по морским делам. В пер в о й п о л о в и н е 19 в . г р е б н о й и п а р у с н ы й Б . ф . действуют в Средиземном и Черном м о р я х про т и в Н а п о л е о н а и Т у р ц и и (см. Архипелаг, Афон ское сражение). С 1853 н а ч и н а е т с я п е р и о д с о з д а н и я парового и броненосного Б . ф. В начале 20 в . з а г н и в а н и е всей системы ц а р и з м а , р а з л о жение командного состава, авантюристская м о р с к а я с т р а т е г и я — в с е э т о вместе п р и в е л о к разгрому и гибели большей части кораблей Б . ф., переброшенных во время войны с Япо нией из Балтийского м. н а Дальний Восток. «Сотни м и л л и о н о в р у б л е й б ы л и з а т р а ч е н ы н а спешную отправку Балтийской эскадры. С бо р у д а с сосенки собран э к и п а ж , наскоро закон чены последние приготовления военных судов к плаванию, увеличено число этих судов по БАЛТИЙСКИЙ БАЛТИЙСКИЙ ПОРТ, см. Балтиски. СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗА средством добавления к новым и сильным бро неносцам „старых сундуков". В е л и к а я армада— такая ж е громадная, такая ж е громоздкая, не лепая, бессильная, чудовищная, к а к вся Рос сийская империя,—двинулась в путь, расхо д у я бешеные деньги н а у г о л ь , н а содержание, в ы з ы в а я общие насмешки Е в р о п ы , особенно после блестящей победы над рыбацкими лод к а м и , г р у б о п о п и р а я все о б ы ч а и и т р е б о в а н и я нейтралитета» (Ленин) (см. Русско-японская война, Цусима). К 1911 в составе Б . ф. б ы л о лишь 4 броненосца, 3 бронекрейсера, несколь ко устаревших минных кораблей и подлодок. В п о д г о т о в к е Р о с с и и к мировой войне ( с м . ) з н а ч и т е л ь н о е место з а н и м а л о строительство Б . ф . , к о т о р ы й п о «большой» с у д о с т р о и т е л ь н о й п р о г р а м м е д . б. с о с т о я т ь и з 2 д е й с т в у ю щ и х и 1 резервной линейных эскадр. Однако к н а ч а л у в о й н ы д а ж е «малая» с у д о с т р о и т е л ь н а я п р о г р а м м а (4 д р е д н о у т а т и п а «Севастополь») не б ы л а о с у щ е с т в л е н а , и Б . ф. в с т у п и л в в о й н у с одной д е й с т в у ю щ е й э с к а д р о й у с т а р е в ш и х к о р а б л е й (4 л и н к о р а , 4 к р е й с е р а , 21 э с м и нец), р е з е р в н ы м о т р я д о м (5 к р е й с е р о в , бригадаподлодок), отрядом заградителей и отрядом к а н л о д о к . Д е й с т в и я Б . ф. в п е р и о д м и р о в о й в о й н ы с м . Балтийское море. Е щ е в п е р и о д р е в о л ю ц и и 1905 — 07 в Б а л т и й с к о м флоте п р о и з о ш е л р я д в о с с т а н и й , ж е стоко подавленных. После непродолжитель ной п е р е д ы ш к и (1908—10), н а ч и н а я с 1912 п о д влиянием нового подъема революционного дви ж е н и я и в р е з у л ь т а т е работы во флоте партии большевиков наступает новый период револю ционных выступлений и отдельных восстаний в Б . ф., подготовивший почву д л я широкого уча с т и я Б . ф. в Ф е в р а л ь с к о й , а з а т е м и О к т я б р ь с к о й р е в о л ю ц и я х ( с м . Восстания во флоте). В период, предшествовавший О к т я б р ь с к о й р е в о л ю ц и и , Б а л т и й с к и й флот с о стоял из 4 линкоров-дредноутов, 3 линкоров, 9 к р е й с е р о в , 17 э с м и н ц е в т и п а « Н о в и к » , 45 э с м и н ц е в , 35 п о д л о д о к ( и з н и х 8 а н г л и й с к и х ) . 5 к а н л о д о к , 23 м и н н ы х и с е т е в ы х з а г р а д и т е л е й , 110 с т о р о ж е в ы х с у д о в и к а т е р о в , 112 т р а л ь щ и к о в , 27 м о т о р н ы х т р а л ь щ и к о в , 70 т р а н с п о р т о в , 16 л е д о к о л о в , 5 с п а с а т е л ь н ы х с у д о в , 61 в с п о м о г а т е л ь н о г о к о р а б л я , 65 л о ц м е й с т е р ских и гидрографических судов и п л о в у ч и х маяков и 5 госпитальных судов. Основная часть Б . ф. находилась в Гельсингфорсе и Р е веле; значительно меньшее количество кораб лей базировалось на Кронштадт и Петроград. П о своему классовому составу личный состав Б . ф. в к л ю ч а л большой процент рабочих, участ ников революционной борьбы с самодержа вием. П а р т и я большевиков, готовясь к воору женному восстанию, уделяла большое внимание р е в о л ю ц и о н н о н а с т р о е н н о м у Б . ф. Б л а г о д а р я самоотверженности рабочих большевиков на кораблях и в частях значительно повышается рост и в л и я н и е большевистских партийных о р ганизаций, усиливаются революционная актив ность основной матросской массы, выступле н и я п р о т и в В р е м е н н о г о п р а в и т е л ь с т в а и стре мление к осуществлению большевистского л о з у н г а «вся в л а с т ь Советам». Е щ е в и ю н е 1917 п р е д с т а в и т е л и 27 с у д о в ы х к о м и т е т о в в своей резолюции требовали передачи всей власти С о в е т а м . Особенно я р к о в ы р а ж е н н у ю н е п р и м и римую позицию к Временному правительству з а н я л Центробалт ( с м . ) , 7 а в г у с т а 1917 п р и н я в ш и й постановление по сути дела о неподi чинении Временному правительству.