
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
19 АЭРОЛАГ—АЭРОЛОГИЯ 20 Литг. О s i n s к i J . , Geneza 1 organizacja klub6w lotniczych w Polsce, «Mlody Lotnik*, 1930, 2; журналы: «Самолет» за 1931 и 1932; «L'Aeronautique», Р . ; «Ь'Аёго Iievue», Bern; «Flugsport», В . ; «Mitteilungen des Oesterreichischen Аего-Clubs»; Letectvi, Praga. E. Силин. A 3 Р О Л А Г,, у к а з а т е л ь пройденного п у т и о т носительно воздуха. В противоположность ла г у морскому может служить только в качестве вспомогательного средства аэронавигации, т. к. А. не учитывает скорости движения масс воз д у х а (ветра) относительно земли. Б Ы , определение атмосферных условий и вве дение в установки прицела, угломера и уровня п о п р а в о к ( с м . Поправки при стрельбе), н е й т р а л и з у ю щ и х в л и я н и е э т и х у с л о в и й . Д а н н ы е об а т м о с ф е р н ы х у с л о в и я х п о л у ч а ю т с я от аэроме трического поста (см.); в е л и ч и н ы п о п р а в о к п р и ц е л а и угломера, соответствующие откло н е н и я м а т м о с ф е р н ы х у с л о в и й ( к р о м е в е т р а ) от нормальных, указаны д л я различных дистан ц и й в таблицах стрельбы ( с м . ) , п о п р а в к а ж е н а в е т е р ( с м . Баллистический ветер) о п р е д е л я е т с я таблицей или графиком, в к-ром, зная скорость ветра и угол между его направлением и плоскостью стрельбы, определяют продоль ную и боковые слагающие ветра. АЭРОЛОГИЧЕСКИЕ П О П Р А В К И , поправки в АЭРОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛЬ а) Первая цифра «7» (сотни) барометрич. давления не передается; б) если температура или плотность воздуха имеет знак «минус», то знак этот не передается. Вместо него к первой цифре, отведенной для температуры или для плотности, прибавляется 5; в) запятая перед десятыми долями плотности воздуха не передается. дальности и направлении полета снаряда, учи тывающие отклонение метеорологических фак т о р о в от и х н о р м а л ь н ы х в е л и ч и н , п р и н я т ы х п р и в ы ч и с л е н и и таблиц стрельбы ( с м . ) . Метео рологическими элементами, влияющими н а полет « н а р я д о в , я в л я ю т с я : ветер, плотность и темпе ратура воздуха. А. п. сводятся к поправкам: в д а л ь н о с т и — а ) на продольную слагаю щ у ю в е т р а в п л о с к о с т и с т р е л ь б ы ; б) н а и з м е н е н и е п л о т н о с т и в.оздуха с в ы с о т о й ; в ) н а п р о дольную слагающую ветра и в н а п р а в л е н и и — н а боковую слагающую ветра, перпенди к у л я р н у ю п л о с к о с т и с т р е л ь б ы . См. Поправки при стрельбе. А Э Р О Л О Г И Ч Е С К И Й КОД, условный и по с т о я н н ы й способ п е р е д а ч и п о т е л е ф о н у и т е л е графу результатов наблюдений аэрометриче ского поста ( с м . ) , в к л ю ч е н н ы х в артиллерий ский бюллетень (см.). Д л я у с к о - и з м е н е н и я ^ ' Аиттт рения передачи бюллетеньАМП с и м о с т и А Э Р О Л О Г И Я (от г р е ч . с л о в а а ё г — в о з д у х и l o g o s — у ч е н и е ) , отдел метеорологии (см.), з а нимающийся изучением процессов, происходя щ и х в с л о я х атмосферы ( с м . ) , н е д о с т у п н ы х н е посредственному исследованию с поверхности земли (т. н. с в о б о д н а я а т м о с ф е р а ) . Воен. значение аэрологич. исследований за ключается в и х использовании д л я учета из менений метеорологич. условий г л . обр. п р и работе авиации и арт-ии. Физич. состояние слоя а т м о с ф е р ы д о 10 км н а д з е м л е й в л и я е т к а к н а с а мый полет самолета, так и на возможность произ в о д с т в а б о е в ы х д е й с т в и й . Т а к , в е т е р сносит с а м о л е т с п у т и . В е т е р ж е сносит в с т о р о н у с б р о шенную с самолета бомбу. Изменения темп-ры и давления воздуха с высотой отражаются и на ф и з и о л о г и ч . с о с т о я н и и л е т ч и к а , р а б о т е мотора [с в ы с о т о й в с л е д с т в и е п о н и ж е н и я а т м о с ф е р н о г о д а в л е н и я п а д а е т м о щ н о с т ь бензинового а в и а м о т о р а (см.Двигатель а в и а ц и о н н ы й ) ] и н а п о к а з а н и я х приборов ( т е м п е р а т у р н ы е ошиб ки, возникающие вследствие механич. измене ний, происходящих под влиянием изменения темп-ры в д е т а л я х авиаприборов), а в нек-рых с л у ч а я х могут привести к появлению обледене н и я самолета. Таблицы а р т . стрельбы рассчитаны на неко торое среднее (стандартное) состояние атмо сферы (плотность воздуха, скорость и напра вление ветра) на разных высотах, с к-рым факт и ч . состояние обычно не совпадает. Поэтому д л я обеспечения точности стрельбы необходи мо п р и пользовании таблицами стрельбы вво дить в последние поправки н а отклонение ме т е о р о л о г и ч . у с л о в и й от п о л о ж е н н ы х в о с н о в у р а с ч е т а т а б л и ц . С м . Аэрологические поправки и Поправки при стрельбе. Кроме того все роды войск крайне заинтере сованы в предсказаниях погоды. Точность ж е этих предсказаний в значительной мере зависит и отклонения снаряда в завиметеорологических элементов, дальности от о т д е л ь н ы х ( составляется в виде цифровой Крайние от телефонограммы. Ц и ф р ы соби Отклонение снаряда Метеорологич. эле клонения ме по дальности и на Дальность раются в , г р у п п ы , отделяемые менты теорологич. правлению элементов о д н а от д р у г о й з н а к о м т и р е . Значение каждой цифры опре д е л я е т с я ) ее местом в т р у п п е и 0*2 30 мм \ 69 м \ 1V2* местом группы в телефонограм 55° С 0 Температура . . . . \ . „п 363 м 81/ 50 при+15° С 0 ме. Д л я каждого передаваемо [ (2 000 саж.) , 224 м 5 20 м/сп 0 го ф а к т о р а о т в о д и т с я о п р е д е Ве*ер { ГоТ 20 м/ск 26 J 109 м \ 0 л е н н о е количество, ц и ф р . Е с л и какой-либо фактор выражает * i Прицела. *з Угломера. с я меньшим количеством цифр, чем ему отведено, то недостаю от н а л и ч и я д а н н ы х а э р о л о г и ч . н а б л ю д е н и й . щ и е места ц и ф р в п е р е д и ч и с л а з а п о л н я ю т с я 0. В настоящее время применяются следующие П р и м е р . Б ю л л е т е н ь № 16.17 м а р т а 8 ч а методы исследования свободной атмосферы. с о в 5 м и н у т . В ы с о т а н а д у р о в н е м м о р я — 8 4 м, С к о р о с т ь и н а п р а в л е н и е в е т р а на •барометр—735 мм, т е м п е р а т у р а в о з д у х а — м и р а з н ы х в ы с о т а х ( п р и м е р н о д о в ы с о т ы 20 км) н у с 4 ° , п л о т н о с т ь в о з д у х а — п л ю с 5,2%. определяют, наблюдая в специальный теодолит Б а л л и с т и ч е с к и й ветер: Скорость полет небольшого резинового ш а р а {шар-пилот, Д л я траектории высотой Буссоль 200 М , 52—00 4 м/ск см.), наполненного водородом до такого пре 400 » , 53—00 6 » дела, к-рый сообщает ему определенную ско 800 » , 7 » 55—00 р о с т ь п о д ъ е м а ( н а п р . 200 м/мин). П о горизон 1 2С0 » , 10 » 58—50 1 600 » 11 » 1—50 тальным и вертикальным у г л а м , отсчитывае Бюллетень передается в следующем виде: Телефонограмма мым по теодолиту через к а ж д у ю минуту, опре № 16.170805—0084—355452-^-02—520004—04— 530006 — деляется проекция пути шара-пилота на гори 08—550007—12—585010—16—015011 принята в 8 часов з о н т а л ь н у ю п л о с к о с т ь , а по н е й п о с п е ц и а т ь 15 минут. Передал номер. Принял номер. ! 1 п 2 П Р Ы Й б 0 к