Главная \ Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих, рисовальщиков, нраверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и прочих. П \ 201-250

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
473 И. М . ПРЯНИШНИКОВЪ. 474 вишниковъ обладаеть этою силою въ большоиъ количеств* . Совсвиъ иное говорилось въ „Пчеле" 1878 (Jft 72, с 191): „Прямыми учениками Перова, продолжателями его направлешя, являются на выставке два другихъ москвича — И. М. Пряпишпнвовъ п В. Е. Маковский. Изъ всехъ ра ботъ перваго, „Коммисия по устройству рус скаго отдела ва всем1рной выставке" (въ Па риже) нашла возможнымъ взять только одно нзъ второстепеиныхъ его произведен^: „Порож няка—небольшую картинку, представляющую молодого парня, семинариста ила гимназиста! возвращающагося (домой) или едущаго со связкою книгъ въ школу нзъ деревни, съ порожняками. Дело происходить 8имою и молодому Ломоно сову приходится очень холодно въ его коротенькомъ легкомъ пальто и худенькомъ шарфе, намотанномъ на шею. По исполнению, картинка весьма незначительна,—ея успъхь коренится, главнымъ образомъ, въ томъ, что она, при своемъ появлеши, напомнила зрителямъ известное стихотвореше Некрасова: „Школьникъ". Мы дога дываемся, что капитальнейшее произведете Пряпишпикова „Гостиный Дворъ" не взято, мо жетъ быть, потону, что оно явплось раньше последняго десятплет!я, хотя возможно, что было п другое соображеше — не желаше вы ставлять темную сторону русской жизни. Жаль было бы въ тавомъ случае, что никто не запре тить переводить Гоголя и Тургенева на ино странные языки. Но у Прянишникова есть еще очель удачное произведете*. „Французы въ 1812 г." (1874 г.)—отчего было не ваять его; ведь нельзя же руководиться тавимъ цело мудрен нымъ соображетемъ, что картина Пря нишникова уязвила бы французовъ, когда сами французы выставляютъ на всен1рныхъ же вы ставкахъ картины вату же тему. Такъ, на Мюн хенской выставке 1869 г. ихъ было две*. 14 Хвалилъ послед, картину также и Я. Петровъ въ „Бирж. Вед.", пнсавшлй въ 1874 (№ 68): „Первое место на этотъ разъ мы даемь И. М. Пряпишнивову, который въ тавъ-пазываемомъ „Эпизоде изъ 1812 года" представилъ сцену уннжешя и бедствия Наполеоновыхъ храбрецовъ, во время бедственваго отступления вели кой армш. Кажется, что нельзя выставить боль шее унпжете французовъ, этихъ недавнихъ еще геросвъ, полныхъ отваги, геройски умнравпгихъ, —какъ здесь, где фрапцузскихъ гвардейцевъ ве дутъ въ пленъ, связаппыхъ по трое, подъ пред водительством ь деревенской бабы. Сцепа эта трогаетъ за ж иное все наши благородный чув ства, въ числе которыхъ сострадашекъ.нвмерзшимъ до оцепенешя плевнымъ, разумеется, играетъ видную роль. О достоанствахъ кисти художника, въ тому, чтб сказали мы о немъ въ прошломъ году (т.-е. что у него „нетъ ничего переслащенваго плн малосодержательнаго") при бавить ничего не приходится". Иначе отнесся къ нашему художнику А. К (Урусовъ) въ „Порядке" 1881 (№ 60). По его словамъ: „Прянишниковъ выставилъ прекрасно наппсаннаго „Охотника на тяге". Отчетливая смелая манера художника очепь удачно выра зилась въ этой маленькой картине. За то чиновникъ, распевающШ „жестошй романсъ", акком панируя себе на гитаре—каррикатуренъ и напоыипаетъ плохля иллюстрацш дешевыхъ журналовъ". Но это былъ едва ли не единствен ный отзывъ въ такомъ роде. „Художникъ, однохарактерпый по таланту съ М а к о в с к и м ъ , И. Прянишниковъ, — ппсалъ, напр., Стороннгй Зритель въ „Худож. Жур нале" 1881 (J6 3, с. 177) — переживалъ, какъ кажется, въ последнее годы—тотъ ненощиый передъ, который случается со многими нвъ талаптливыхъ людей. Въ первый лерюдъ своей деятельности П. далъ намъ рядъ превосходпыхъ, зам&Ьчательпыхъ картинъ, изъ которыхъ одна — „Гостиный дворъ" — безспорпо при знается всеми лучшей, выдающейся картиной русскаго жанра. Мы не станемъ напоминать о другихъ, какъ: „Двенадцатый годъ", „Обратные" и т. д. Все эти картины полны живаго инте реса: оне были украшетемъ нашихъ художе ственныхъ выставокъ, и о П—ве составилось общее м н е т е , какъ о весьма талантливомъ че ловеке. Но разъ написалъ онъ какпхъ-то чер тей или шабашъ на Лысой горе и, хотя напи салъ не бевъ невотораго юмора, но темъ не менее картина эта далеко не подходила къ предыдущими Вотъ съ этой-то злополучной картины и начался тотъ перюдъ, о которомъ мы только-что упомянули и который, нетъ соипешя, П. ныне уже пережнлъ... Сила та ланта взяла свое и уже въ прошломъ году мы видели признаки возрождетя таланта. Теперь П. написалъ две неболып1л картины: „На тяге" и „Жестоые романсы". Обе картины, какъ по содержатю, такъ н по письму, особенно „ЖсcTOxie романсы", вполне напомнили памъ преж нюю силу худогжпика. „Охотнпкъ на тягв" — вещь, производящая впечатлете и не лишен ная выражешя, которое попятно в близко сердцу каждаго охотника. „Жестоше романсы"—это pendant къ картине В. М а в о в с к а г о : „Въ че-