
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
В О Е Н Н О Е вленныя особымъ характеромъ жизни и де ятельности арміи, но эти задачи—лишь часть той общей, великой задачи, осуществленіе которой есть ц?ль деятельности всего организма государственнаго управленія. Построение системы военнаго управленія на началахъ логической связи и гармоническаго соотв?тствія съ основными прин ципами управленія общегосударственнаго есть, такимъ образомъ, необходимое и логи ческое агвдствіе отношенія военнаго управленія къ общегосударственному, какъ части къ целому. Соотвествіе этихъ принциповъ красной нитью проходитъ черезъ всю исторію военныхъ учрежденій, чему яркимъ доказательствомъ могутъ служить системы нашего военнаго управленія: приказная, коллегіальная и, наконецъ, министерская. — Отступленіе отъ указанная выше принципа соответствія между военнымъ и общегосударственнымъ управленіемъ можетъ быть допущено лишь въ пределахъ, определяемыхъ особымъ характеромъ возложенныхъ на армію задачъ; всякое отклоненіе отъ этого принципа за пределы необходимаго для деятельности военнаго управленІя имело всегда печальные результаты. В ? Д О М С Т В О 419 ность вредной въ интересахъ военнаго дела неустойчивости въ деятельности военнаго управленія; но эта последняя до известной степени парализуется въ Англіи созданіемъ специально военной должности главнокоман дующего, назначенная короной, а во Фран ции—деятельностью начальника главная штаба арміи, смена котораго поставлена вне связи со сменой военнаго министра. Совершенно другое положеніе занимаетъ военный министръ въ Россіи. Здесь онъ назначается и увольняется по непосред ственному усмотренію верховной власти; будучи непосредственнымъ ея органомъ, онъ въ своихъ действіяхъ исключительно подчиняется монарху и только передъ нимъ несетъ ответственность за деятель ность военнаго управленія. Последнее кон ституционные акты въ положеніе воен наго м - р а въ составе управленія реши тельно никакихъ изменений не внесли; воен ный м—ръ даже не вошелъ въ составъ совета министровъ. Подобное выделеніе военнаго управленія изъ организма управленІя общегосударственнаго нельзя не при знать крайне вреднымъ какъ съ точки зренія общегосударственныхъ интересовъ, Въ современныхъ системахъ министер такъ и интересовъ спеціально военныхъ; ской организаціи военнаго управленія во такое положеніе вещей представляется темъ главе этого посл?дняго стоитъ обыкновен более ненормальнымъ, что съ учрежденіемъ но военный министръ. Положеніе, зани самостоятельной и независимой отъ воен маемое военнымъ министромъ въ военномъ наго м—ра должности начальника генераль управленіи и въ управленіи общегосудар- н а я штаба, деятельность военнаго м—ра ственномъ, не во всехъ, однако, государ въ настоящее время носить характеръ ствахъ является одинаковымъ; различіе это исключительно административно - хозяй обусловливается, съ одной стороны, разли- ственный. чіемъ политическаго значенія министровъ Какъ было указано уже выше, общій ха въ государстве, съ другой же стороны, рактеръ высшаго военнаго управления на темъ обстоятельствомъ, насколько въ ли ходится еще въ зависимости отъ того, въ це военнаго министра объединяется де какой мере въ лице военнаго министра ятельность военнаго управленія. Во Фран- объединяется зав?дыванІе его отдельными цІи и въ Англіи военные министры играютъ отраслями управленія. Въ этомъ отношеніи ту же политическую роль, какъ и осталь необходимо различать две системы: центраные министры; они входятъ въ составъ ка лизаціонную и децентрализаціонную. Наи бинета министровъ, ответственны передъ более яркое выраженіе централизація полу палатами наряду съ другими министрами и чила во французской военно-администра разд?ляютъ судьбу последнихъ при паде тивной системе. ВоФранціи военный м—ръ жи министерства. Включеніе военнаго ми является не только главой военнаго упранистра въ составъ кабинета министровъ вленія, но de facto и высшимъ начальниимеетъ здесь то громадное значеніе, что комъ войскъ; его власть въ сфере дея создаетъ для народныхъ представителей возможность осуществленія действитель тельности военнаго управленія ничемъ н а я контроля надъ деятельностью военнаго не ограничивается, такъ какъ верховный управленія и вместе съ темъ исключаетъ военный советъ (conseil sup?rieur de la guerre), возможность обособления арміи въ орга- предназначенный для обсужденія организмъ, стоящій вне общаго теченія госу низаціонныхъ и стратегическихъ вопросовъ, дарственной жизни. Правда, возможность имеетъ значенІе лишь совещательная ор при такомъ положеніи вещей частой сме гана при министре. Невыгодныя стороны ны военныхъ министровъ (напр., во Фран централизаціи управленія во Франціи, глав ции съ 1в71 по 1900 г. сменилось 30 мини нымъ образомъ, обнаружились въ усилены стровъ) создаетъ вместе съ темъ возмож власти бюро министерства на счетъ власти самого м—ра. Совершенно другой хара27*