
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Вильгельма императора к а н а л ъ — Вильгельмсгафенъ. пспросииъ отпускъ у кор. Генриха I I , отпра вили! лично н а помощь собратьямъ по ордену Но прибытіи н а о-въ В . просилъ д* Омедееа дать ему сто рыцарей, чтобы подкрјпить г-зонъ стар, города, осажденнаго турками; получивъ отказъ, онъ прорвался въ это укр-ніе только съ шестью рыцарями фр-зами и сумјлъ от стоять его до прнбытія Андрея Доріа съ подкр-шями. Генрпхъ I I поручилъ В . команд-ніе :>с-дрой, к-рая д. б. доставить во Францію изъ Шотландіп невјсту дофина, впослјдствіи Фран циска I I , С-лјт. королеву шотландскую Марію Стюартъ; В . обманулъ бдительность англичанъ, препятствовавшихъ отъезду королевы, и 13 іюля благополучно доставил, ее къ бер. Бретани. Увлекшись, подъ вліяиісмъ вождя франц. гугенотовъ адм. КОЛШІЫІ, реформатск. ученіемъ, В . иринялъ въ 1555 г. нач-во надъ экспеднціей, снаряженной Колпиьи для основапія въ Аме рике колоніи франц. гугенотовъ, к-рую и учреди.іъ на мјстј н ы н ј т н я ю РІо-де-ЛГанейро. На чавшемуся процвјтанію колоніи положили конецъ религіозн. распри, допущенныя В . , к-рый самъ колебался между католич. и протест, учеиіями. Междоусобія среди колонистовъ повлекли за собой вооруж. вмешательство Португаліи. В . отправился за помощью ьъ Европу, но во Францін самъ втянулся въ полемику съ Кальвиномъ и, засвидјтельствовавъ этимъ свою преданность католичеству, нјк-рое время былъ представилсмъ Мальт. ордена при франц. дворе, но во флотъ уже не возвращался. Основанная В . ко л о т я въ отсутствіе его распалась. ВИЛЬГЕЛЬМА ИМПЕРАТОРА КАНАЛЪ. См. К и л ь с к і й к а н а л ъ и м п е р а т о р а В и л ь гельма. 371 В И Л Ь Г Е Л Ь М С Г А Ф Е Н Ъ , первоклассн. при мер, кр-сть, служащая гл. оперативной базой герм, флота въ Немец, море; расположена н а лев. бер. р. Яде, въ 23Іг мор. мил. отъ ея устья. Порть состоитъ изъ 3 больш., сообщающихся съ рекой и двумя проходами бассейновъ, изъ к-рыхъ одинъ «строительный»: тутъ находятся доки, мастсрскія и магазины арсенала. Второй бассейнъ, для вооруженія судовъ, соединяется съ первымъ шир. каналомъ; тутъ стоять суда резерва и находятся больш. угол, склады; между нимъ и гл. входомъ расположенъ аванпортъ, закрывающійся шлюзами. Трзтій бассейнъ рас положенъ къ ю. отъ первыхъ, соединяется съ ними каналомъ и имеетъ свой отд. выходъ, за щищенный длин, шлюзомъ. Этотъ бассейнъ со ставляетъ коммерч. порть В., а также порть для мнн-цевъ. Изъ него имеется выходъ въ каналъ Эмсъ-Яде. Порть имеетъ все приспособленія для починки судовъ, 6 больш. сух. доковъ и одинъ малый для мнн-цевъ. Самый большой докъ, № 4, 565 фт. дл., 101 Іа фт. шир. во входе и 37»/ фт. глуб. на пороге при выс. воде. Кроме того, есть 2 больш. и 4 малыхъ плав. дока. В. доступенъ для судовъ в с е х ъ размеровъ; въ бассейны м. входить суда съ осадкою до 29 фт. Географ, положеніе В. въ 70 в. отъ границы Голландіи, н а перепутья англ. и франц. флотовъ, направляю щихся къ герм, берегамъ, близкое притомъ къ Англіи и Франціи, чрезвычайно благопріятствуеть выполненію этой кр-стью указаннаго выше основного стратег, назначенія. Топограф, условія менее выгодны, если не считать затопляемыхъ пространствъ, усиливающихъ сухоп. обо рону, т. к. выходъ въ море только одинъ и но сить характеръ тјснпны, 30 вер. длиной, при ширине ея въ среднемъ не более 3 вер. ме4 24