
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Живопись батальная. вости въ художеств, отношеніи. В ъ 1828—29 гг. къ Паскевичу в ъ З а к а в к а з ь е командируется Мошковъ, в ъ Турцію к ъ Дибичу — Дезарно, составляющіе небезынтересные альбомы лито г р а ф ^ ; поэтъ п е й з а ж а М. Воробьсвъ рисуетъ виды т е а т р а войны и Имп-ра подъ ІІІумдой, Зауервейдъ пишетъ «Взятіе В а р н ы » ; для и з ображения з а к а в к а з . побјдъ приглашается в а р шавскій художникъ Януарій Суходольсхій,к-ры& пишетъ, хотя плохо, но много (Ахалцыхъ, К а р с ъ , Эрзерумъ, Елисаветполь). Усмиреніе польск. возстанія 1830—31 гг. находитъ себј изобразите лей не только в ъ лицј Виллевальде (Остроленка, Грохово), Коцебу (Взятіе В а р ш а в ы ) , Зельгеима, но и г л а в ы тогдашнихъ батадистовъ, самого Ораса Берне (Взятіе Воли), венг. по ходъ 1849 г.—того ж е Виллевальде (Виллагошъ, Б ы с т р и ц а ) и талантл. рисовальщика, венгерца, Зичи, впослјдствіи художеств, лјтописца при двор. жизни, п а р а д о в ъ и смотровъ. Парадовъ было много в ъ то время, и художники, спеціализировавшіеся н а нихъ, ф р а н ц у з ъ Лядурнеръ, берлинцы Шварцъ, Шульцъ (Калишскіе маневры), или случайно ими занимавшіеся, к а к ъ п е й з а ж и с т ъ Гр. Чернецовъ (Майскій п а р а д ъ 1837 г.), ф р а н ц у з ъ Раффе (маневры подъ Воз несен скомъ), оставили интересныя в ъ историк о - б ы т о в . отношеніи к а р т и н ы этихъ увлеченій. Р и с о в а л а с ь т а к ж е м а с с а воен. формъ; Висковатовъ издаетъ капитал, трудъ по «Истор. описанію одеждъ и вооруженія рус. войскъ съ древнјйш. временъ до 1855 г.», и в ъ этой от расли, кромј Киля, в ы д в и г а е т с я отличный р и совалыцикъ Карлъ Пиратскій, умјвшій и з ъ манекеыовъ формъ создавать жизнен, бытов. сцены. Высокое покров-ство батальн. Ж . ска зывалось н е только обильн. з а к а з а м и к а р т и н ъ для дворцовъ, но и попытками р а с ш и р и т ь е я в.-воспит. значеніе ознакомленіемъ съ нею болје широк, круговъ; г р а в ю р ы с ъ рисунковъ лучш. баталистовъ стали появляться даже в ъ такомъ офиціал. изданіи, к а к ъ ежегодныя «Пам я т н ы я к н и ж к и воен. мин-ства». Имп-ръ Нико лай I старался по возм-сти в с ј проявленія та л а н т а использовать для батальн. Ж . Для работы К. Брюллова в з р ы в а ю т ъ у к р - н і е н а ученіи в ъ К р а е н . Селј, но это не сдјдало его «Осаду Пскова» бодје интересной. Айвазовскій, н е безъ вліянія фр-за Гюдена, нјск. маринами съ н а званіями изъ исторіи флота (Выборгъ, Р е в е л ь 1790 г., Н а в а р и н ъ ) положилъ начало е я живописанію, но самъ не сдјдался истор. ж и в о п и с цемъ; послј него и скромныхъ Круговихина («Осада В а р н ы съ моря»), Каменева («Гангутское сраженіе»), только со времени обороны Севастополя в ы р а б а т ы в а е т с я такой подлинный морякъ - х у д о ж н и к ъ , к а к ъ А. П. Боголюбова (1824—96), ставшій исторіографомъ нашего фло т а (серіи мор. боевъ П е т р а I , Крым, кампаніи, войны 1877 г.). Изъ П. А. Ѕедотова точно так ж е не вышло такого баталиста, к а к ъ хотјлось Имп. Николаю, но зато его бытовыя сцены и к а р р и к а т у р ы создали воен. ж а н р ъ . Солдаты, оф-ры н а службј, в ъ к а з а р м ј , в ъ л а г е р ј , дома, непри тязательно, живо, смјшно, но съ любовію из ображаются Ѕедотовымъ. Б ы т ь оф-ровъ в ъ п р о винц. глуши, среди дворян, гнјздъ, рисуется» въ интимн. дневникј гр. Я. Л. де-Бальменъ. Талантл. иллюстраторъ В. Ф. Тиммъ в ъ ряду ж и в ы х ъ ж а н р о в ъ н е з а б ы в а е т ъ «Арм. о ф - р а » , А. Васильевъ интересно иллюстрируетъ ж и з н ь «Рус. солдата». Н е п р е с т а н н ы й очагъ войны, 395 К а в к а з ъ , привлекадъ неизмјнно художеств, силы и давалъ имъ возм-сть р а з в и в а т ь с я болје свободно, в н ј з а в - с т и отъ офиціал. заказовъ. Тотъ ж е гр. Бальменъ, Лермоншоеъ (сраженіе п р и Валерикј) зарисовывали в ъ альбомы свои боев, впечатлјнія; даровит, ученикъ Зауервейда Тиммъ и художникъ-любитель кн. Г. Г. Гагаринъ своими рисунками, литографіями, рјже картинами, дјлали в ъ 40-хъ годахъ н а К а в к а зј то ж е самое, что в ъ 50—60-хъ Зичи (Кавказ, сцены) и въ особ-сти, нјм. художникъ Ф. Горшельтъ,—съ разного степенью дарованія, но оди наково внимат-но наблюдали жизнь, природу и старались передавать б р а в ы е т и п ы к а в к а з ц е в ъ и и х ъ т я ж . работу безъ прикрасъ, к а к ъ есть.— Э п о х а К р ы м , к а м п а н і и я в и л а с ь пово рот, пунктомъ отъ стар, традицій къ торжеству нов. вјяній. Б о л ь ш а я живопись того ж е Виллевальда ( Б а ш ъ - К а д ы к л а р ъ , с р а ж . подъ Карсомъ), скромныхъ Байкова ( К у р ю к ъ - Д а р а ) , кн. Ма ксутова (Четати) с ј р а и скучна; мало новаго вносятъ и литографіи Вл. Сверчкова о дјйствіяхъ союзниковъ в ъ Фин. заливј; ж и в ј е немногія работы рано умершаго В. Зауервейда младшаго (Курюкъ-Даръ), обильны каррикатур ы {Невскаго, Степанова, Боклевскаго), больше политич. х а р а к т е р а , но особенно выдјлилось періодич. литограф, изданіе Тимма <Русскій художественный листокъ», превратившийся в ъ живую, интерес, хронику войны. Отдјл. геройск. подвиги, т и п ы к а в к а з ц е в ъ , севастопольцевъ, союз, войскъ, обстановка воен. дјйствій, к р а с а в ц ы стар, флота и подвиги новаго, пароходнаго, проходятъ в ъ немъ в ъ бойкихъ рисункахъ Тимма, К. Филиппова, в ъ тонкихъ наброскахъ «лейтенанта флота» Боголюбова. Это изданіе (воспроизводившее отчасти и упомянутые выше к а в к а з . рисунки) имјло значит, р а с п р о с т р - н і е и оказало не малое вліяніе н а популяризацію батальн. Ж . п н а ея упрощеніе, приближение къ жизни. Послј него становятся не столь н е о ж и д - м и художеств, явденія нов. ц а р с т в ов а н і я А л е к с а н д р а I I . Сред. Азія в ъ 60—70-хъ гг. сыграла ту ж е роль, что р а н ь ш е К а в к а з ъ . Тамъ, н а просторј оригинал, природы, в ъ стычкахъ съ ж и в о п и с , дик. прот-комъ сво бодно развивались и бойкое умјнье романтикаиллюстратора Л. Л. Каразина и реалистич. талантъ В. В. Верещагина (1842—1904). Впервые съ полн. ясностью въ к а р т и н а х ъ послјдняго б. с к а з а н а т а простая истина, что «на каждый ч а с ъ славы н а войнј приходится 20—40, по жалуй и гораздо больше, часовъ страданій и мученій всякаго рода». Но побјжденные, искадјченные, плјнные, замерзшіе, убитые, забы тые п о к а з а н ы у него рядомъ съ могучей жизн. силою тјхъ простыхъ героевъ въ бјл. рубашк а х ъ и с ј р . шинеляхъ, что н а окликъ «напавшаго врасплохъ», «окружившаго, преслјдующаго» врага: «Сдавайтесь!» спокойно отвјчаютъ: «Убирайся къ чорту!», «Ляжемъ костьми», «Пусть войдутъ!» Послј такого, отвјчающаго всему н а строенно эпохи, рјшит. поворота къ реализму, посдј аналогичнаго одновр-но происшедшаго переворота во ф р а н ц . батальн. Ж . , возвратъ къ п р е ж н . условно офиціал. парадности былъ уже невозможенъ. Батальн. Ж . оконч-но опрости лась, иногда даже чрезмјрно, нерјдко приходя, хотя инымъ, чјмъ раньше, путемъ, къ тому ж е результату,—скукј. К ъ тому же, господствова вшее в ъ 60—70-хъ гг. X I X в. взгляды и симпатіи вообще отвлекали худож. силы отъ батальн.