
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК гуль на Вахтияр», «Сомруг*. «Зайнаб ва Аман» и др. Наряду с поэтической деятельностью X . Алнмджан выступает как литературовед. Талантливый поэт Гайратн (р. в 1905), на чавший писать с 1921, прошел сложный твор ческий путь. В последний период он дал ряд полноценных художественных произведений (ноэмы «Оиамга хат», «Джннаста* и др.). Поэт-орденоносец Султан Джура является новатором в области узбекского стихосложе нии. Наиболее значительны его произведения: -Джордано Бруно» и «Поэма о канале», сви детельствующие об идейной насыщенности творчества поэта, о его тяготении к большим темам. Поэт-орденоносец Сабнр Абдулла разви вает песенный жанр на фольклорном мате риале. Р я д его песен, проникнутых чувством советского патриотизма, любовью к родине и великому вождю народов тов. Сталину, поль зуется большой популярностью среди широ ких масс. Из произведений даровитого поэта Уйгуна следует отметить «Коммунизм ннггуль багларига», «Украина йеллярн», «Джантемир» [1936] и д р . , в которых изображение природы тесно увязывается с показом светлой, радост ной жизни. В ряду узбекских писателей следует отме тить: Айбека—автора сборника стихов, рабо тающего в настоящее время над большим прозаическим произведением, Шейх-Заде— прозаика, критика и поэта, работающего над созданием философской лирики, Амин Умари, Эминджан Аббаса, Хасан Пулата и др. Видным представителем прозаиков являет ся орденоносец Абдулла Каххар (р. в 1907). Он создал такие произведения, как «Отбасар», в к-ром изображается коллективизация в деревне и развернувшаяся вокруг нее борь ба, а также целый ряд рассказов, в к-рых он сатирически осмеивает пережитки старой жизни, разоблачает провокаторов, национа листов, врагов народа. Его роман «Сараабз[1937], несмотря на наличие в нем мастер ски обработанных эпизодов, имеет серьезные идеологические изъяны. В последние годы появились заметные сдви ги и в области драматургии. Написаны пьесы, пользующиеся у зрителей большим успехом. Среди драматургов особое место занимает Яшин Нугмапов (р. в 190S). Из его пьес не обходимо отметить «Тар-мар»—о граждан ской войне в Узбекистане л музыкальную драму «Гюльсара»—о раскрепощении жен щины. «Гюльсара» с исключительным успе хом идет на сцене. Недавно Яшин Пугманов написал либретто оперы «Буран». Яшин Нугманов отлично знает народный быт и обы чаи, до тонкости владеет узбекским народным языком. В драматургии, кроме известных Зиннад Фатхуллина и Умарджан Исмаилова, высту пает со своими произведениями еще ряд моло дых талантливых писателей-драматургов. В области критики и литературоведения ра ботают Сатты Хусаинов, X . Алимджанов, Юнус Латыф И д р . Алим Шарафутдиное УЗБЕКСНИЙ ЯЗЫК принадлежит к языкам тюркской системы и является государствен УЗБЕКСКИЙ Я З Ы К ным языком УССР. Носители узбекского языка живут и за пределами УССР (Казах стан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан, Афганистан). Современный разговорный У, яз. долится на ряд говоров и подговоров, к-рьто в основ ном можно разбить на пять групп (ташкент ская, ферганская, кипчакская, хпвииская или хивинско-огузская, северно-узбекская). Различия между отдельными говорами не столь велики, чтобы мешать носителям раз личных говоров вполне свободно понимать Друг друга, а потому все узбеки как внут ри Узбекистана, так и за его продолами (за исключением Афганистана, конечно) с успе хом обслуживаются единым литературным языком. Предшественником современного литера турного У. я з . по праву считается ч а г а т а й с к и й я з ы к (см.), традиции которого дошли до Великой Октябрьской социалистической революции и которое во вред развитию лите ратурного узбекского языка поддерживались буржуазными националистами до начала 30-х годов. В своем историческом развитии У, я з . (как лит-ый, так и разговорный) подвергался влиянию языков иранских (персидский, тад жикский) и арабского. Если это влияние, с одной стороны, вело к непомерному засоре нию лит-ого языка иранизмами и, особенно, арабизмами и делало его малопонятным для широких масс, то, с другой—оно все же обогатило язык необходимой лексикой (^шко ла», «книгам, «бумага», «город» и т. п,) и, что особенно важно, союзами и придаточ ными предложениями и формой имени при лагательного. В первые годы революции буржуазные националисты пытались использовать прош лые связи У. я з . с арабским в целях борьбы с проникновением в У. я з . советизмов и интер наци она ли змов. Даже такие термины, как «коммунист», «партия», «совет», «пролетарий* и д р . , прочно вошедшие в язык широких масс с первых же дней революции,, заменя лись в лит-ом языке арабскими. Были попыт ки и обратного порядка: огульно охаивать и изгонять арабо-перендские термины. За последнее время наметилось правильное от ношение к арабо-персидским языковым эле ментам: все надуманное, навязанное языку, отбрасывается, а все вросшее в язык и соци ально-ценное бережно охраняется и умело используется. Интернациональная терминоло гия теперь ужо не встречает преград и с каждым годом все больше и больше обогащает узбекский язык. Алфавит и орфография. До революции у з беки пользовались арабским алфавитом, мало пригодным д л я передачи звуков У. я з . , и далокой от живого произношения чагатай ской орфографией. Грамотность насоления едва достигала 2%. После революции, когда грамотность должна была стать достоянием масс, явилась потребность в реформе письма, в его демократизации. Вопрос о преимуще ствах латинского алфавита перед арабским принципиально был решен еще в 192Z на 2-Й конференции узбекских учителей в Ташкенте.