
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
тлйльд [479 -480] УАЙЛЬД Любуясь Саломеей, лордом Генри, Дорианом, У. все же вынужден осудить их. Ницшеанские идеалы терпят крушение уже в «Герцогине Падуанскои*. Б комедиях У. совершается «снятие* имморализма в комическом плане, его и мм ора л исты- парад о кса л исты оказьшают-ся на практике блюстителями кодекса бур жуазной морали. Почти все комедии строятся на искуплении некогда совершенного антнморалыюго поступка. Следуя по пути «эсте т и к и зла», Дориан Грей приходит к уродли- Маз&рсль. Иллюстрация т ю р ь - п и * О УайльОа. к *Баяладе Изд. 1923, Редингской Мюнхен вому и низменному. Несостоятельность эсте тического отношения к жизни без опоры в эти ческом—тема сказок «Звездное дитя» (The star child), «Рыбак и его душа» (The Fisherman and. his soul). Рассказы «Кентрвилльское при видение* (The Canterville ghost), «Натурщикмиллионер» и всо сказки У. кончаются апо феозом любви, самопожертвования, сострада ния к обездоленным, помощи бедным. Пропо ведь красоты страдания, христианства (взя того в этико-зстетнческом аспекте), к к-рой У. пришел в тюрьме (De profundus), была под готовлена в его предшествующем творчестве. Не чужд был У. и заигрываний с социализмом [«Душа человека при социалистическом строе» <ТЬе soul of man under socialism, 1891)],к-рый в представлении У. ведет к праздной» эстет ской жизни, к торжеству индивидуализма. Этот своеобразный «потребительский* псевдо социализм У. рекомендует «в интересах самих •богатых». Искусство У. было искусством буржуаз ного декаданса империалистической эпохи. Если У. часто иронизирует иад светской сре дой, над ее пустотой, лицемерием, то это не более как благожелательная критика своего класса. Его проповедь филантропии, вну треннего совершенствования членов господст вующего класса, даже некоего «социализма*, все это теснейшим образом связано с тради циями торнйского реформаторства, с отзву ками идей «Молодой Англии», с тем буржу азным пли консервативным социализмом, о к-ром К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» пишут: «Извест ная часть буржуазии яселает излечить обще ственные недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества*. Творческий метод У., соприкасаясь с им прессионизмом, далеко не совпадает с ним. Отталкиваясь от реализма, У. приходит не столько к субъективированию картины мира, сколько к формалистическому эстетизму, декоративизму. В стихах, сказках, романе У. красочное описание вещественного мира оттесняет пове ствование (в прозе), лирическое вырансение эмоций (в поэзии), давая как бы узоры из вещей, орнаментальный натюрморт. Основной объект описания—не природа и человек, а интерьер, натюрморт: мебель, драгоценные камни, ткани и т. п. Стремление к живописной многокрасочности определяет тяготение У. к восточной экзотике, а также к сказочности. Для стилистики У. характерно обилие живо писных, подчас многоярусных сравнений, часто развернутых, крайнедетализированных. Сенсуализм У., в отличие от импрессионисти ческого, не ведет к разложению предметности в потоке ощущений; при всей красочности стиля Уайльда для него характерны ясность, замкнутость, граненость формы, определен ность предмета, не расплывающегося, но со храняющего четкость контуров. Простота, ло гическая точность и ясность языкового вы ражения сделали хрестоматийными сказки Уайльда. У. с его погоней за изысканными ощуще ниями, с его гурманским физиологизмом чужд метафизических стремлений. Фантастика У., лишенная мистической окраски, является ли бо обнажен но-условным допущением, либо сказочной игрой вымысла. Из сенсуализма У. вытекает известное недоверие к познаватель ным возможностям разума, скептицизм. В кон це жизни, склоняясь к христианству, У. вос принял его лишь в этическом и эстетическом, а не в собственно религиозном плане. Мыш ление у У. приобретает характер эстетической игры, выливаясь в форму отточенных афориз мов, поражающих парадоксов, оксюморонов. Главцую ценность получает не истинность мысли, а острота ее выражения, игра слов, преизбыток образности, побочных смыслов, к-рый свойственен его афоризмам. Если в иных случаях парадоксы У. имеют целью показать противоречие между внешней и вну тренней стороной изображаемой им лице мерной великосветской среды, то часто их назначение—показать антиномичность на шего рассудка, условность и относительность