
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
У o&Flaherty Wilde, 1856—1900]—известный английский писатель, происходил из ирландской дворян ской семьи; отец—выдаютдийся врач и уче ный. У. окончил Оксфордский ун-т. С юных лет У. становится великосветским денди, зако нодателем мод. В печати У, выступил со сбор ником «Стихотворения^ [1881], написанным УАЙЛЬД Оскар [Oscar Fingall в духе прерафаэлитов. С 1SS3 подолгу жил в Париже, воспринимая сильное влияние французской лит-ры, гл. обр- Готье, Бодлера, парнасцев и декадентов. В 1883 написал в духе елизаветинской драмы трагедию в стихах «Герцогиня Падуанская» (The Duchess of Padua). Период зрелого и интенсивного лит-ого творчества У. охватывает 1887—1895. В эти годы появились: сборник рассказов &Преступление лорда А. Севиля* (Lord Savile&s crime, 1887), два тома сказок «Счастливый Цринц* (The Happy prince, 1888) и «Гранато вый домик» (А Н о ш of pomegranates, 1892)„ цикл диалогов и статей, излагающих эстети ческие взгляды У.—«Упадок лжи» (The Dacay of Lying, 1889), «Критик как художник* (The Critic as Artist, 1890) и др. В 1891 вьггнлов свет наиболее прославленное произведение У . — р о м а н «Портрет Дориана Грея* (The Picture of Dorian Gray). С 1892 начал появ ляться цикл великосветских комедий У., на писанных в духе драматургии Ожье, Дюмасына, Сарду,—«Веер леди Уивдармир* (Lady Windermere"s Fan, 1892), «Незначительная женщина» (A woman of no importance, 1893), «Идеальный муж* (An ideal husband, 1894), «Как важно быть серьезным^ (The importanceof being earnest, 1895). Эти комедии, лишен ные действия и характерности персонажей, но полные остроумной салонной болтовни, эф фектных афоризмов, парадоксов, имели боль шой успех на сиене, В 1893 У. написал на французском я з . драму в стихах «Саломеям, имевшую еще больший успех. Блестящая карьера У. была пресечена двумя годами ка¬ торжной тюрьмы, к к-рой он был приговорен по обвинению в гомосексуализме. В тюрьме он написал своп последние произведения— «•Балладу Редингской тюрьмы» (Ballade оГ Reading Gaot, 1808) и свою исповедь *De ргоfundis* (1897, опубл. 1905). В Англии У. был подвергнут бойкоту. Прожив еще 3 года в одиночестве и нищете, неспособный к творче ству, У. умер в 1900 в Париже. Основной образ у Уайльда—денди-вивер, апологет аморального эгоизма и праздности. Он борется со стесняющей его традиционной «рабьей моралью» в плане измельченного ницшеанства. Конечная цель индивидуализма У.—полнота проявления личности, усматри ваемая там, где личность нарушает установи ленные нормы. «Высшие натуры» У_ наде лены утонченной извращенностью. Пьшгаый апофеоз самоутверждающейся личности, раз рушающей все преграды на пути своей пре ступной страсти, представляет собой «Сало мея». Соответственно кульминационной т о ч кой эстетизма У . оказывается «эстетика зла^. Однако воинствующий эстетический иммора лизм является у У. лпшь исходным положе нием; развитие идеи всегда приводит в п р о изведениях У. к восстановлению прав этякп^