
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ТЮТЧЕВ [ 4 7 а - 4 7 4 ] ТЯНЬ-ХАНЬ развития; вскрываемые Т. противоречия (кос моса и хаоса, макрокосма и микрокосма, субъекта и объекта и т . д.) остаются нераз решенными во всем их трагизме. В поэзии Т . заключается переход от барокЕСОВОЙ поэзии X V I I I в. к романтизму, диа лектическому идеализму. Направленность поэ зии Т. решительно отлична от пушкинского движения к реализму. Наиболее близкие ана логии Т. дает философская поэзия Шевырева, отчасти Хомякова, Вяземского. Т. ориенти ровался на Державина, с к-рым его сближает натурфилософская тематика, мотивы ночи, угрожающие блистательному дню, установка на всеобщность, барокковая роскошь обра зов и метафор, грандиозность, возвышенная патетика ораторской проповеди, «витийствепной* оды, пышная звукопись и т . д . Но Т , отбрасывает все эпические элементы оды X V I I I в., даст лишь сгусток многозначитель ных образов, насыщенных философской мы слью и отлитых в форму сжатого, блещущего афоризмами, стихотворения. В то же время ораторские построения и интонации Т. со единяет с музы1ШЛЫ10СТЬЮ Жуковского, со здает стих, одновременно величавый, стреми тельный и плавный, ритмически необычайно богатый и утонченный. Т. широко применяет архаистическую лексику и вообще стилистику X V I I I в , , но последняя становится д л я него в значительной мере способом романтической свободы выражения: свободная расстановка ударений (Зефир, пбрхай), слов (трудные инверсии вроде «в пророческих тревожат боги снах»), свободные согласования («сквозь слезя, «свидетель быв»), переосмысления («ко лесница мироадания о т к р ы т о катится»), опушение гласных (стебль)_ Т а ж е роман тическая вольность индивидуального выра жения проявляется в построении стиха у Т.: асимметрия нетождественных строф, свобод ное чередование стихов с разным числом стоп, с различными метрами, введение дольников в духе ГеЙие и т . д . Компоаиция стихотво рений Т . отражает также характер и х содер жания. Она является обычно двухчастной, развертывается в два параллельных плана; при этом обнаруживается или тождество обо их рядов («В душном воздухе молчанье», аФонтан»), или противоположность («День и ночь», «Яркий снег снял в долине»), или про исходит метаморфоза явлений, переживания, переход в противоположность («Венеция», «Твой милый взор»). Влияние поэзии Т. на русскую лит-ру в X I X в . было невелико. Большое воздействие как своим содержанием, так и своей формой она оказала н а фило софскую лирику позднего Фета и особенно на символистов—Брюсова, Влч. Иванова, Сологуба и д р . Библиография: I. Стихотворения, С П Б , 1854 lis итурн. «Сопрсмсшлнкв, С П Б , 1854, т . X L I V , кн. 3 , п т. XL/V, н н . 5 и отдельно; парник прижизненное собр. CTITXOD поэте; род. и з д а н и я был И . С . Тургенев]; Сти хотворения, M i 1868 [второе прижизненное и э д - ; ред. И . С. Аксакова при участии П . И . Бартенева]; Стихо творения. Новое и з д а н и е . . . [Иад- "Русск- архива*], М., 1883; Т we, М . , 18В6; Стихотворения. И э д . О •Русск. архива*, М-, 1899; Сочинения. Стихотворения и политические статьи. С П Б , 1836; то ж е , 2 н а д . , испр. и д о п . , С П Б , 1900; Полное собрание сочинений. Под р е д . П . В . Быкова* изд- А . Ф . Маркс, н н . 1—3, СПБ» 1013 [ п р н л о ж . к ж у р и - Шипа»; с вритмко-бно- графическим очерном, написанным В . Я . Врюсовым]; Тютчевиана. Эпиграммы, афоризмы и остроты Ф . И. Тютчева. Предисловие Г . Ч у л к о в а , издание *Костры» М-, 19??; Избранные стихотворения. Нед., биографии Н примеч. Г. Чулповд, Г и з , М . — П . , 1923; Новые сти хотворения. Р с д - и примеч. Г . Ч у л к о в а , иаДн «Круг", М - — Л . , 192G; Полное собрание стихотворений. Р е д . и комментарии Г . Ч у л к о в а . В с т у л . статья Д . Д - Бла гого. Т т . I — I I . И з д . eAcademja*, М . - г Л . , 1933—1934. Стихотворения. Р!:дбиогрлфнч. очерн и примеч. Г. Ч у л к о в а . Г И Х Л , М., 1936; Стихотворения. Общ. ред. и пступ- ст. В . Гиппиуса, и э д . «Советский п и с э телвя [JIOi 1930 (в серии: Библиотека поэта, малая серия, Jsii- 37); Письма Т . к о второй ж е н е . «Старина и новизна*. 1914, X V I I I , iУ15* X I X , 1910, X X I , 1917. X XII. н Т If. Н е к р а с о в , Р у с с к и е второстепенные поэты, о Современник*. 1850, X I X ; Т у р г е н е в ] п . , Несколько слов о стнхотыоранннх Тютчева. «Современник», С П Б , 1854» т . X I J I V , КН. 4; Ф е т А . , О стихотворениях Ф. Тютчева, «Русское слово», С П Б , 1S59. февр.; А к с а к о в И . С., Биография Федора Ивановича Тютчева, 188G (пертюпач. в журк< «Русский архив>, М., 1814, кн. 2); Б р ю с о в В . . И- Тютчев, Летопись ВРО ткнзни, «Русский архив*. М.* 3903, № № 11 и 12; 1905, Л* 10; Г ^ г о л* е , Легенда о Тютчеве, -Новый Путь», СПБ, 191)3, ноябрь; М е л ь ш и я Л . ( П . Ф . Гринепич), Очерки русской поэзии, С П Б , 19D4 ( с т . « H J иыеотеО; Б р в н д т Р . Ф . , Материалы д л я иссле дования "Федор Иванович Тютчев и его поэзия», «Изве ргли Отделения русск- я з . н слов. А к а д . наук», С П Б , 1911, т . X V b кн. 2 и 3; У н х е и 0 а у м Б . , Мелодика русского лирического стиха, П . , 1922; Т ы н я н о в Ю-. .Апхаисты и нопаторы, [ Л * ] , 1029 [ст* «Пушкин и Тютчеп*, «Вопрос г Тютчеве»); Т ю т ч е в , Сборник ста> тсн. Сост. А . Тиняков. П о д р е д . А . Волынского, С П Б , 1922 [статьи Некрасова, Тургенева, Фета, И . АксаЕ.оиа, В . Соловьева, А . Большеного, Горнфельда, Зяподнпка, Бртосова, Д а р е н о г о ] ; Тютчевсннй сборник [1873—1923), I I . , 1923 [статьи Г , Ч у л к о в а , П . Быкова, Б . Томяшсвского, Ю- Тынянова, Д . Б л а г о г о ] ; Б л а г о й Д . д . . Тургенев—редактор Тютчева, в кн-: Тургенев н пго время. Первым с?>. п о д ред- Н . Л . Б р о д ского, М-—П., 1923; Ф - И . Тютчев в письмах к Е . К . Бог дановой и С. П . Фролову (1BGG—1871). С прелиелн и примеч. Е . П . Каэаиовпч, Л . , 1926; У р а н и я . Тютчев ский альманах. П о д р е д . Е . II. Назанович, Л - , 1928 [ст. Л , Пумпянского, Г . Ч у л к о в а , К . Пигэрева, Е - К а зановнч, Д . Благого, С. Дурылика и р я д новых публи кации писем п о м а ] ; Мурановский сборник. В ы п . 1, [ М . ] , 1928 [статьи Г . Ч у л н о п а , К . Пигэрева. Д . Б л а гого н р я д публикаций инеем Т . ] ; Ч у л к о в Г . , Летопись ж и з н и и творчества Ф . И . Тютчева, над. «AcaoYmia». М , — Л . , 1933; Сб. «Звенья*, I , II, Ш — I V , M i — Л , , 1932—1ВЭ4 [статьи, материалы и публикации новых текстов поэта К . Пигарева, Г . Ч у л к о в а , Е. Казаногпч!; Б р и к с м л к Ы . , Ф . й - Тютчев в Комитете пеняуры ИНОСТТМЕШОИ, в с б . : Литератур ное наследство, к н . 19—21, М . , 1935; П и г О р е в К - , Ф- И . Тютчев п проблемы внешней политики царской России, там ж е ; Е г о т е . Судьба литературного наследства Ф . И , Тютчева, там ж е ; Благой Д . , Трн пена, 1933; арусекпе поэты—современники П у и ш и н з » , 1937 (очерк Вольпе). III. Б л а г о й Д . , Библиография о Ф . И . Т ю т поио [Ш9—1923 г г . ] , в кн.; Тютчевский сборник, П . , 1923; Б|лагон1 Д . , Тютчевиана а а 1923—1928 ГГ-— в к н . «Урпния». Тютчевский альманах. Л . , 192В- Н о в е д ш у ю библиографию с м , в к н . ; Стихотворения Т . , Г И Х Л , 1935. Б . Михайловский [род. в конце X I X в.—]—вы дающийся китайский драматург, поэт, ре жиссер и кинематографист. Сын мелкого землевладельца из провинции Хунанъ. Изу чал лит-ру в Японии. Вернувшись в Китай, Т.-Х. выпустил перевод двух шекспировских пьес п том небольших, проникнутых лиризмом пьес, которые пользовались успехом у чита теля. В 192С две его пьесы были впервые поставлены в Шанхае режиссером Ч ж у . Т.-Х, перевел также несколько японских пьес. В 1926 Т . - Х . была написана пьеса «Холм желтых цветов», сюжетом которой является мученичество 72 героев первой китайской революции. Эта пьеса была первой частью незаконченной ОКелтой трилогии», отыечаТЯНЬ-ХАНЬ • I