
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ТУРГЕНЕВ [431—432] ТУРГЕНЕВ рицается жизнью, идеализм и романтика тор жествуют. Базарова нет, а слабые,-колеб лющиеся дворяне-идеалисты, Аркадий и его отец, живут,;женятся, и их передовое хозяй ство «на вольном труде» начинает приносить доход. И все же это роман о Базарове: его сильная и суровая фигура стоит в нем во весь рост, и перед ней жалкими и маленькими ка¬ жутся удачливые обладатели «дворянского гнезда», но в ней много мрачного и траги ческого. «Нигилист» показан сильным и благородным человеком и в то же время идеологиче ским неудачником и банкро том; а идеологическое бан кротство—выражение бан кротства социального. Об разом Базарова Тургенев утверждал общественную несостоятельность передово го демократического движе ния,"^ кличкой «нигилист» он вооружил реакционные круги в борьбе с этим движе нием. В решительный момент прйближающихся столкно вений прославленный автор «Записок охотника» занял место все же по правую сто рону баррикады. И револю ционно-демократический ла герь, поняв это, выступил против романа Т. с резким идеологическим отпором: статьей Антоновича он об винял писателя в сознатель ной клевете на передовую молодежь. Наоборот, пра вый лагерь» в общем сочув ствуя художественной атаке на «нигилизм», был недово лен тем, что эта атака была недостаточна резка и опре деленна, что в романе зву чали ноты уступчивости и компромисса. Со своей сто роны радикальная группа «Русского слова», оставив в тени критическую сторону романа, статьями Писарева В. Пероя. Иллюстрация я роману Тургенева Ютцы и дети выступила с апологией базаровского «реализма». В со он испытывает глуоокип моральный кризис, циальной борьбе эпохи роман получил боль приводящий его к апатии, к бездеятельности, шой политический резонанск самым упадочным, скептическим настрое В пореформенную эпоху творчество Т. стало ниям, размышлениям о ничтожестве человека заметно оскудевать: он пишет реже и меньше; и природе, о субъективности истины, о тщете за пять лет, отделяющих «Отцов и детей» от if ненужности социальной борьбы и труда, нового романа «Дым» [напис. 1865—4867, перекликаясь здесь с щигровским Гамлетом, напеч. 18G7], он напечатал только три малень Чулкатуриным, с Пигасовым. В этом мораль- ких произведения. Способствовал этому и ряд пом кризисе Базаров неизменно сохраняет внешних обстоятельств: с 1863 Т. жил почти свое мужество, свое благородство; в столкно постоянно за границей, вдалеке от событий вении с Кирсановым-дядей, рядом с этим русской жизни, прочно обосновавшись в ^светским львом», он поражает своей просто Баден-Бадене, в собственной вилле, рядом с той и силой. Но жизнь не на шутку отом семейством Виардо, и на родине бывал лишь стила ему за его отрицание высоких ценно наездами, не имея постоянного притока впе стей: Базаров мужественно встречает смерть чатлений; некоторую роль сыграли и резкие от случайного заражения, а у читателя ос отзывы о последнем романе, вызвавшие такое тается впечатление, что эта смерть—резуль тягостное впечатление, что писатель снова тат его идейного крушения. Нигилизм от готов был отказаться от творчества и выразил ь ни упадка. Но, столкнув два враждебных ми ровоззрения, автор, развертывая далее любов ную интригу, показывает, какое из них оправ дывается жизнью. Забыв жуков и лягушек, Базаров гостит у Одинцовой, близко сходится с ней и влюбляется в нее возвышенно, роман тически, вступая в противоречие со своими нигилистическими отрицаниями любви и ро мантики. Но он слишком груб и демократи чен д л я .барыни-аристократки; отвергнутый его, не умея ггобороть в себе свое чувство,