
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ТУМАННЫЙ Д И Р [413—414] ТУМАНСКИЙ индийских авторов, мало известна. С несом ненностью известно только, что он был брах маном и вскоре после рождения был покинут своими родителями. Воспитан бродячими нищими-брахманами. Под и х руководством он изучал санскритскую и новоиндийские лит-ры. После кратковременного брака Т. сделался аскетом и несколько десятков лет провел в непрерывных скитаниях по Северной Индии. Под конец жизни он поселился в Бенаресе, где и умер. Тесное соприкосно вение с широкими народными массами ска залось в том, что Т. отказался от традицион ного брахманского лит-ого языка—санскри та—и перешел на язык народных масс, чем возбудил глубокое негодование ортодоксаль ного брахманства. Все произведения Т . написаны на диалекте авадхи и посвящены величайшему мифическому герою Индии— Раме. У Тулси Рама—воплощение высочай шего божества Вишну. Он нисходит в стра дающий от несправедливости правителей мир, чтобы дать людям пример служения челове честву, научить каждого исполнять свой долг, в чем Т. видит спасение от всех социаль ных и моральных бедствий. Несмотря на мифический характер своего героя, Т. дает яркие картины из жизни современной ему Индии, прекрасные описания обычаев и картин природы, и это, в связи с исключи тельным мастерством художественной формы, сделало его произведения непревзойденным образцом индийской поэзии. Главным про изведением Т . является грандиозная поэма *Рамачарита-манаса» (Ramcharit-manasa), т. е. йМоре подвигов Рамы», или «Рамаяна» (в ? книгах). Согласно традиции, Т. работал над своей «Рамаяной» в течение 40 лет. «Рамаяна» Т. и в настоящее время является распростра ненной книгой во всей Северной Индии. Из других его произведений наиболее популярны «Гитавали» (Gltabaii),_co6рание гимнов Раме, еДохавализ (DoIiSbali), «Кавиттавали» (Каbitt&bali), «Виная Патрика» (Binay Pattrika). Библиография: II. Б Э р а н н 1 к о В О., Короткий, начерк новоШдШських литератур, XapHiB, 1933; M a c f i e J . М., The Ramayan of Tuisidas, Edinburgh, 1930; О г 1 e г Ё а о n G . A . , Notes on Tulsi Das, Allahabad* 1921. A . B. посвященная революционной борьбе зару бежного пролетариата, по заявлению автора, имеет целью «оживление стиха прозой*. Автор стремился к построению фабульной поэзии по принципу романа приключений и ставил перед собой задачу осуществления незаметного перехода из одного стихотвор ного размера в другой в зависимости от из менения содержания. Т. удалось избежать основного порока конструктивизма—культа асоциального техницизма. Конечную цель революционной борьбы отчетливо представ ляют его герои, сражающиеся как на фронтах гражданской войны, т а к и на фронте строи тельства («Пять фронтовиков», «Сны Михаила Сиаова» и др.). Проза Т . очень разнообразна, по тематике. Он изображает подпольную ра боту русских большевиков («Тайна старогодома»), деятельность иностранных компартий, крепнущих в борьбе с империалистической реакцией, рост революционного сознания в Америке, Китае («Дети черного дракона* и др.), разоблачает происки классового врага на советских предприятиях («Черное золото*)* В стихах (начиная со 2-й книги) Т. стремится к многообразию стихотворных форм (рондо, баллада, сонет, она). С течением времени Т . остановился на форме «стихотворной новел лы», как наиболее отвечающей задаче макси мальной сюжетной насыщенности стихотво рения. В последних произведениях Т. обращается к теме борьбы международного пролетариата против реакции (поэма «Командир танка*, «Взятие Трои»—1937 н пр.). Он пишет также ряд стихов об укреплении мощи Советского Союза («Друзья»), о строи тельстве «будущей Москвы» («В будущей Москве», «Путешествие в Москву*, 1934— 1937 гг.) и т. д. Фабульная поэзия Т . н о сит рационалистический оттенок, она лишена чисто лирических описаний, а норою схема тична. Библиография: I. Московская Америка» i - н книга Стихов, 1919—1923 г г , , 1924; Человек в веленом ш а р ф е , поэма, с о . «Госплан литературы», М . — 1925; Д е т и черного дракона (Необычайные приключе н и я в Китае). Роыаы приключений и з ж и з н и совре менного К и т а я - В 5 в ы п . . Ы-. 1925; Всадник ветра {Двойники}. Р о м а н , М-. 1925; Ч е р н о е золото- Повесть,, Л . , 1925; Ч е л о в е к в зеленом шарфе, 2-я книга стихов; (1024—1927), I M . , 192В]; ТаГша старого дома. Р о м а н приключений, М . — Л . , 192S; В р а г своей тени. 3-я книга, стихов (192S—1931), Москва, 1031; Н о ч ь влюбленных. Поэмы, М. 1934; Новеллы [ с т и х и ] , М о с к в а , 1935; Сти х и и новеллы, Ж у р . - г а а . о б ъ е д и н е н и е , м . , 1 937. [1903—]— псевдоним Ни колая Николаевича Панова. Поэт и прозаик. Р. в семье податного инспектора. Окончил Московский институт журналистики. Печа тается с 1918—1919. Входил в группу кон структивистов. В первой книге стихов «Мо сковская Америка» [1924] Т. стремился пока зать образы новых людей («Агитатора «Пред седатель завкома», «Красноармеец службы ВОХР» и др.). Но четкое представление о дви жущих силах революции у поэта отсутство вало. Он то провозглашал, что «жизнь не лепа и мир нелеп», то восторженно утверждал, что пролетариат наперекор блокаде и го лоду поставит «мировой рекорд коммунисти ческой победы*. Идеологическая расплывча тость стихов Т. сочеталась здесь с художе ственной незрелостью. Книга носит следы не критического усвоения поэзии символистов и Футуристов. В 1924 Т. выступил под знаком конструк тивизма. Поэма «Человек в зеленом шарфе», Т У М АННЫЙ ДИР Василий Иванович [1800— 1861]— поэт. Р . в помещичьей семье в Пол тавской губ. Воспитывался в St. Petri Schiile; после окончания школы был вольнослушате лем в Париже, в College de France. В 1818— 1819 сотрудничал в «Сыне отечества* н «Благопаморонном^, с 18?1 состонл членом «Воль ного об-ва любителей российской словесностл», встречаясь в его рядах с пйсателями-декабрнстамн. Одновременно с Пушкиным слу жил в Одессе под начальством гр. М . С. Ворон цова. С 1S25 перевелся по службе в Молда вию, позже служил при русском посольствев Константинополе, в 1S39 перешел в Госу дарственный совет, исторпя которого была им написана по поручению правительства. В 1846 ушел в отставку. ТУМАНСКИЙ