
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ТРАГЕДИЯ [369—370] ТРАГЕДИЯ вую поэтическую конструкцию, художествен шаяся в силу бытовых условий, несчастный ную форму, являющуюся адекватным выра случай, обрушивающийся на человека из жением ощущения жизни как бурно проте вне—не могут быть темой Т. Трагическим кающего процесса. Идея рока, заложенная событием, трагической судьбой является в античной Т., не составляет ее сущности, эта лишь та, к-рая с необходимостью постигает идея привнесена в Т. унаследованным рели героев; герой Т. гибнет в силу своеобразного гиозным мировоззрением древнего грека, но величия своей натуры. «Великие религиоз не существенна для Т. как жанра. Сущность ные реформаторы, мученики за свои убежде античной Т.—в ощущении столкновения чело ния, бойцы за политическую свободу „_ люди века с необходимостью и возмоясности его борьбы с нею; в признании органи- - г л ц д я л г г т п » т « жтгrf-iж/» л тп ческой связи между судьбой отдельного человека и общей закономерностью жизни. Та же сущность жанра вскрывается и в трагедии Шекспира, умевшего осоз нать противоречия жизни героев как противоречия живых социальных сил. То же острое чувство борьбы двух прин ципов отношения к миру заложено и в творчестве Корнеля. И как бы ни были различны особенности исторического соз нания, общественные запросы, конкрет ные художественные идеи, к-рые отра жались в различных Т.,—Т. как жанр выражает собой определенный тип само сознания, определенные настроения, оп ределенное отношение к действительно сти, к-рое может быть сформулировано как отрицание плавного и постепенного хода жизни, как острое восприятие жиз ни в движении, как стремление проник нуть в действительность путем «раз двоения единого и познания противоре чивых частей его» ( Л е н и н , Философ ские тетради, 1936» стр. 325). Содержанием Т. всегда являются ве¬ ликие исторические противоречия, стол кновения противоречивых социальных сил, предстоящие художнику, в зависи мости от его мировоззрения, то в абст рактной мистифицированной форме — как рок, как провидение, как непрелож ный нравственный кодекс, то—в разрыве со старой метафизикой,—как закономер ности исторического процесса. «Для тра гедии в ходе и развязке частного дей ствия должно быть видно господство ка кой-нибудь высшей силы, которая уп равляла бы событиями этого мира» (Г ег е л ь). Я в л я я с ь адекватной художест •i j П. Пеанов. Титульный лист 1-го изд трагедии Озерова венной формой выражения трагического, «Дмитрии Донской», СПБ, JS28 как объективной категории действитель ности, Т. создается на основе признания тор мысли, падающие жертвой своих открытий— жества необходимого над случайным, общего таковы герои трагедии» ( Г о т ш а л л ь). Судь над частным,—торжества утверждающей себя ба трагического героя необычайна; его ду жизни над единичным поражением. В Т. ху ша раскрывается незаурядно; его страсти дожник подымается над миром единичного и достигают титанического напряжения, но случайного, не занимается замкнутой в себе они никогда не становятся болезненными, па индивидуальностью, но дает широкое обобща тологическими. Трагическая судьба героя не ющее драматическое изображение значитель вызывает ни тоски, пи ужаса перед жизнью: ного этапа развития человечества, выступает в гибели героя запечатлевается «торжество с драматическим решением философских про истины над ограниченной человеческой лич блем. Мир предстает в Т. как закономерно ностью» (Б е л п н с к и и). Жанру Т. орга движущееся целое, и необходимость, откры нически чуждо слез лив о-сентиментальное или вающаяся в развязке, «есть уже не слепая романтически-упадочное отношение к дей судьба и неразумная, которую многие назы ствительности; развязка Т. долженствует вают древней судьбой. Эта судьба есть вы вызывать не пессимистическое отчаяние, не сокий разум событий» ( Г е г е л ь ) . грустное примирение с судьбой, но волю к жизни и борьбе; гибель героя Т. вызывает Замкнувшаяся в себе индивидуальная страсть, печальная участь человека, сложив- не страх перед судьбой, необходимостью. Д М М И Т Р 111 Д О НС К О И г 4 г L •