
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ТРАГЕДИЯ [364—364] ТРАГЕДИЯ подлинного расцвета жанра, присущей ему идейной глубины. Ее застойное мировоззре ние, резкое сужение ее социальной базы в сторону аристократизма зачастую стирают грани между Т. и средневековыми насыщен но-религиозными (у Кальдорона) и кровавы ми (у Лопе де Bera)autos В условиях испан ской католической реакции утверждается ба рочный жанр т р а г и к о м е д и и (см ) есть необходимое следствие столкновения личного чувства и гражданского долга, к-рым определялось поведение героя. Великий драматург эпохи становления аб солютизма К о р н е л ь [ 1в0(>—-1684] создает наиболее законченные образцы классической Т. Его Т. проникнута героическим пафосом, его темы—войны, революции, важные госу дарственные интересы, требующие самопо жертвования; его герои—фанатики граждан ского долга, утверждающие в строго карте зианском духе примат разумного цравственпого принципа над чувством и воображением Затянутая в строгие рамки классической поэтики, французская Т . с ее рационалисти ческим построением, законом трех единств, античными сюжетами, александрийским сти хом,—глубоко противоположная по форме шекспировой Т.,—является по существу тем ж е жанром, ибо ее сущность ташке — в пони мании жизни как движения, в признании Иллюстрация ъ трагедии Лорнсля < Медея», 1в J5 В XVII в , в эпоху нового наступления буржуазной культуры на средневековую, в эпоху рождения материалистической фило софии и борьбы опытной науки со схоласти кой, во Франции вновь рождается трагичрской жанр Минуя опыт испанской и англий ской Т , французская Т обращается к ан тичной древности, воспринимая ее через ака демические опыты гуманистов, учась у дра матургов «Плеяды» и и т т ь я п с к о г о барокко Но безжизнепная формалистическая Т , кото рую пытались создать ученые любители древ ности, наполняется новым содержанием и подымается до уровня высокого искусства со значительным идейным багажом Вырастая на основе философского рацио нализма, французская классическая Т. X V I I в выдвигает передовые прогрессивные идеи единства нации и гражданского долга. Про блема личного и общественного решается в пользу общественного, принимающего свое образную форму преданности абсолютному монарху. В Т. классицизма гибель героя Ф Шало ИЛАЮ стр&Ц и я к трагедии Расина <Веро- связи частной судьбы человека и общей зако номерности, в раскрытии гибели героя как проявления этой закономерности, в пафосе общественного звучания Т. Когда бурное становление абсолютизма сменяется его мирным процветанием, когда застывает в неподвижности сословное госу дарство, классическая Т. становится каво-