
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ТРАГЕДИЯ [359—360] ТРАГЕДИЯ лующлх кровавыми ужасами, моральными тирадами и мелодраматическими сценами. Эти Т . представляют собою кровавые мело драмы, эффектные зрелища, не отражающие живой действительности, но лишь имити рующие внешний механизм древней Т. Мерт во-формалистическое понимание сущности Т. вылилось в канонических «правилах» Т., теоретически обоснованных в трактатах Веттори [1560] и Кастельветро [1570]. Анало- СЧ&."иаиз трагедии Стеки (с античной вазы) гичные попытки насаждения гуманистиче ской «правильной» Т. имели место и среди гуманистов других стран: во Франции одни из поэтов «Плеяды Й—де л а Тай ль—пишет трактат «Искусство трагедии» [1572], Ж о дель и Гревен выступают с Т . по образцу аитичных; в Англии Нортон и Секвиль ставят силами студентов Лондонской юридической академии свою Т. «Горбодук» [1561]. Жанр Т. переживает свое новое рождение не в этих эпигонских подражаниях. Он воз никает отнюдь не по прихоти ученых люби телей древности, по из недр народного твор чества, в условиях, сходных с условиями рождения античной Т. в смысле огромного напряжения борьбы двух социальных укла дов в эпоху английского Возрождения, когда распад еще довольно прочных социальных связей феодального мира давал себя чувство вать повсюду, когда освобождение индиви дуальности и активное стремление ее к само определению было одним на основных явле ний эпохи. Незыблемые законы феодального общества падали, разрушались «тысячелет ние рамки обязательного средневекового мы шления» (Э и г е л ь с), сословно-корпоратпвному духу средневековья противополагалась необузданная индивидуальность, и на смену «феодальным патриархальным идиллическим отношениям» шло царство «бессердечного чистогана» ( М а р к с ) . Мир представал людям той эпохи как хаос, где отдельные воли про тивопоставлены друг другу, где дерзкие при тязания сталкиваются с извечными законами, где самоопределяющаяся личность стоит ме жду победой и гибелью. Н а базе этих обще ственных настроений возникает Т . , рисую щая дерзания и гибель человека. Кристофер Марло [1564—1593] идеализирует мощь чело веческой воли и разума, изображает сильные страсти человека Возрождения: страсть к зна нию и к власти {«Трагическая история доктора Фауста», «Тамерлан Великий»), кобогащонию («Мальтийский еврей»). Титанические герои Марло гибнут, ибо страсть их чрезмерна, воля преступает законы, установленные небом,— и хотя сочувствие Марло на стороне его подлинно ренессансных героев, но унасле дованное мировоззрение средневековья представляет ему законы неба как не обходимость, Ренессансная Т., начало которой кла дет Марло, вырастает из средневеково го мистериального театра, углубляя и развивая на новой идейной основе присущие последнему реалистические тенденции, его народный характер, настойчивое стремление к *обмирщениго» театра, к освобождению его от церковной идеологии. От мистериального театра идет и своеобразная ком позиция ревессансной Т . , сохраняю щей ряд его своеобразных черт: гру бый натурализм кровавых сцен, внедре ние шутовских буффонад в патетичес кие сцены, аллегорические персонажи и т . п . , ио сплетающей с этими тради ционными чертами и влияния гума нистической ^правильной» Т.: стремле ние к упорядочению частей, экономии художественных приемов, гармонической структуре. Новое целое, возникшее в ре зультате этого сплетения, как особый жанр лит-ры и театра эпохи Возрождения, полу чает полное выражение в творчестве Шек спира. Шекспир формирует новую Т. как выражение типично ренессансного мировоз зрения, освобождающегося от оков средне вековой схоластики и ищущего мотивировок исторических событий и судеб личности не в предопределении бога, но в объективном историческом развитии- Острым глазом худож ника, схватывающего основные тенденции исторического процесса, Шекспир видит ги бель феодальных идеалов и распад феодаль ных связей. Трагедия Шекспира разверты вается на широком историческом фоне; образы его героев проецируются па этот фон, поды маясь до уровня высокого трагизма. Сталки вая героя с неумолимой закономерностью, царящей в мире, Шекспир показывает ее как объектив но-исторический ход событии. Глубоко арелигиозный и материалистиче ский художник, Шекспир анализирует пси хику своих героев, показывая их как противо речивые, многосторонние, развивающиеся ор ганизмы, к а к «типичные характеры в типич ных обстоятельствах» (Энгельс). Трагедия Шекспира отражает действительность с глу бокой правдивостью, с ^шекспировской жи востью и богатством действия» (Энгельс) Тематика трагедий Шекспира—историческая и легендарная—вскрывает острые проблемы современной ему жизни: проблему гибели средневековых иллюзий в мире вбессердечного чистогана» («Король Лир»), проблему феодальной чести в свете нового, буржуаз ного мировоззрения (Фальстаф); проблему