
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ТРАГЕДИЯ [357—358] ТРАГЕДИЯ гиозным культом, вносит в нее дух софистики, гуманистической философии. Вращаясь в кру гу традиционных мифологических тем, Еврипид дает им остр о-со временное разрешение Его Т. решительно борется с родовым миро воззрением, полемически переоценивает куль товые предания (йИиполит»), изображает ро довую мораль бессмысленной и варварской («Орест»), Закон божественной необходимо сти, судьба вносят в жизнь людей низость Сцена U J трагедии. Еврипида (с а н т и ч н о й пазы) и преступление. Гибель героя необходима, но эта необходимость отвратительна. Боги уча ствуют в трагедии Еврипида лишь в качестве deus ex machma, по существу же она арелигиозна. Интерес Т . сосредоточен на изобра жении душевных переживаний герои; ин дивидуализация и психологизация образов достигают высокого уровня; большое место отводится жизненной случайности; в Т. вво дится интрига—усложнение действия запу танными линиями сознательных поступков героев. Возрастает динамика действия, решительно уменьшается роль хора. В Т. вплетаются приключенческие и эроти ческие мотивы, борьба страстей зани мает первенствующее место. Наконец появляются Т. со счастливой развяз кой, т. е. ломаются границы жанра. В первой половине IV в. до н. э. с падением афинской демократии умирает и хороводный театр. Победоносная торгово - промышленная аристократии создает новую, т. наз - эллинистическую культуру, изысканную и утонченную, возникает новая, индивидуалистиче ская философия, обожествляется могу щественный случай, глубокие проблемы Т. Эсхила и Софокла сменяются в искусстве узко личными с ем ей но-бытовым и интереса ми—и Т. отмирает, уступая место иным драматургическим жанрам. Древнин Рим не создал своей Т. Лишь и Ш в. до н. э., в эпоху владычества Рима на [ всем Средиземноморьем, покоренные греки приносят завоевателям свою культуру, свое искусство, и римские нобили знакомятся с копиями аттической Т. Р а б римского сена тора, греческий поэт Ливий Андроник, со чиняет первую латинскую Т. [240]. Вслед за ним Квинт Энний, Марк Пакувий, Луцнй Актин и д р . пытаются культивировать жанр аттической изменяя, в соответствии с тщешю-художественным и воззрениями рим ской знати, содержание Т., ее философский пафос. Римская Т.—фабульно-заниматель ное, мелодраматически заостренное зрелище, имеющее целью морально-политическое вос питание плебса в духе идей рабовладельче ской знати. Римская Т . удерживает мифоло гическую тематику, но как чисто формальный момент, наряду с подражательной мифологи ческой Т. создается историческая Т.—претекстата, прославлявшая патрицианский сенат и легендарные подвиги консулов и полковод цев и ставшая официальной драмой сенатской республики. В эпоху Римской империи Т. пытается возродить поэт и философ Сенека, представи тель ар исток ратически-у и ад очного песси мистического стоицизма. Его Т. стремятся показать пагубное влияние страстей и не обходимость освобождения и очищения души. Эти Т. статичны, перегружены внутренними переживаниями героев, напряженно пате тичны, тщательно отделаны в смысле формы и особенно в смысле соблюдения т р а в и л я формального построения греческой Т . Сла гаясь как сугубо-аристократическая драма, вне связи с народным творчеством, исключи тельно по лит-ой традиции, ориентируясь не столько па сцену, сколько на чтение, декла мацию, являясь формалистической попыткой искусственного создания жанра,—подража тельная, эпигонская римская Т . представляет все признаки распада жанра и действительно отмирает в развлекательном театре Римской империи. В долгие века средневековья, в эпоху вели чайшей Скованности человеческого сознания путами христианской религии жанр Т. не возрождался к жизни. Итальянское Возрож- •и Сита из трагедии Софокла (с античной вазы) дение с его бурным расцветом творческой мысли, науки и искусства прошло мимо театра, продолжавшего жить средневековы ми традициями. Освоение гуманистами насле дия античной драматургии—трагедии Сенекп по П|к&пмчцеству—не оказало влияния па судьбы тсагра и драмы, оставаясь лишь академическими опытами («Софонисба» Триссино). В X V I в., в период феодально-като лической реакции и оскудения итальянско го гуманизма возникают попытки воссозда ния Т . к а к сценического ж а н р а . Джиральди Чпнтио, Сперони, Грото и д р . пишут, по образцу трагедий Сенеки, р я д пьес, изобв12"