
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ТРАГЕДИЯ [355—356] ТРАГЕДИЯ родов-государств в форме демократических республик. В эту эпоху рушились патриар хальные устои родового быта, распадалась цельность родового мировоззрения; в мир ка стовых традиций, строгих нравов, наивной веры врывались религиозные сомнения, инди видуализм, авантюризм торгового горожани на. Бурно развивалась новая, индивидуали стическая культура, новая философия, новое искусство; вместе С ломкой старого социаль ного уклада Грецию охватывала, новая, демо кратическая религия-—культ Диониса, стра дающего бога-освободителя. В то ж е время «моральное влияние, унаследованное миро воззрение и мышление старой родовой эпохи еще долго передавались последующим поко лениям, вымирая лишь мало-помалу! ( Э н г е л ь с , * Происхождение семьи, частной соб ственности и государства»). Воспринятый сквозь призму унаследованного мировоззре ния, сдвиг всех форм жизни и сознания ощу щался древними как потрясение земли и неба, смена богов; непонятная закономерность ис торического процесса вставала как непостижи мое предначертание судьбы.В этой борьбедвух мировоззрений, в смене двух миров создава лась народная и героическая,имевшая громад ное общественное, всенародное значение, вы ражавшая подлинный «голос народного созна ния» (Гегель), античная Т., высшее вопло щение к-рой дали величайшие трагики древ него мира—Эсхил, Софокл и Еврипид. Ге нетически связанная с мифологией и культо вым действом новой религии, греческая Т. в то ж е время уходила своими корнями в на родный эпос, народный культ героев. К а к указывал Гегель, «древняя Т. основывается на эпическом и героическом состоянии мира». Симптоматично для генезиса Т., что первые трагики создали ряд историк о-героических Стремления личности изменить ход вещей обречены («Эдип»); добро и зло, мировой и общественный порядок установлены свыше; единая закономерность правит миром—судь ба; покорность судьбе—единый закон для человека. Это древнее понимание действи тельности становится в творчестве Эсхила тра гическим, ибо оно не спокойно, не непод вижно. Эсхил отстаивает незыблемость .чрев- Сцена из трагедии Эсхила (с а н т и ч н о й оазы) Праздник в честь бога Дчониса. Сати/ы, vspaj&uiue на max. V/I—V7 ее, (с а н т и ч н о й оазгл) драм на тему освободительной борьбы греков («Взятие Милета», «Финикиянки» Фриниха, «Персы» Эсхила). Античная Т. на первых порах своего су ществования как сложившегося жанра вы ступала еще носительницей еморальных влия ний унаследованного мировоззрения родо вой эпохи». Эсхнл [526—456] насыщал свою Г . религиозными идеями, выдвигал к а к ос новную идею всемогущество рока. Гибель героев Эсхила предопределена свыше, их борьба трагична потому, что они противо поставляют свои человеческие ограниченные Силы высшей силе, царящей над миром. ней истины, но гениальное чутье художника открывает ему движение жизни, глубокие и существенные изменения, к к-рым ведет это движение, смену старых законов новыми. Эринний—Евменндамн («Орестеяя»). В осо бенности остро это противоречие сказалось в трилогии Эсхила о Прометее, проникнутой освободительными идеями, гуманизмом, бого борчеством. В лице Прометея Эсхил создал образ великого бунтаря против гнету щей власти богов, мученика-борца за свободу и независимость, за человече ское самоопределение, з а нрава челове ческого разума, творчества и культуры. То движение жизни, к-рое Эсхил осмысливал как восстание человека (gnv против закона богов, встает у Софокла (496—406) как борьба двух законов, двух > J истин — закона исписанного — извеч~УГ Н О Г О родового права, и нового закона— \ античного демократического государ ства («Антигона»), Если Эсхил оправ л е н - дывал гибель героя как следствие пред начертаний судьбы, то Софокл, не отка зываясь от идеи рока, ставит с ним рядом личную вину героя, неизбежно веду щую к гибели. Отступая от прямолинейного развития Т. Эсхила, где необходимость высту пает во всей обнаженности, благодаря чему гибель героя уже предрешена в завязке, Софокл вводит в Т . момент случайности, создавая перипетию—замедление действия, отклонение его от стремительного прибли жения к катастрофе. Творчество Еврипида (480—406)—послед н я я стадия античной хороводной Т.—отме чено чертами глубочайшего кризиса патриар хального мировоззрения. Евринид оконча тельно разрывает идейную связь Т. с рели-