
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ТРАГЕДИЯ [353-354] ТРАГЕДИЯ В России конец X V I I I в, ознаменовался несколькими транслированными поэмами. Одна из них—«Виргилиева Епейда, выворо ченная наизнанку» Н. П . Оеипова [17У1] и с продолжением Котел ьпицко го [в 1801]. Далее к тому же жанру относятся «Ясон, похити тель златого руна, во вкусе нового Еиея» Наумова [1794] и «Похищение Прозерпины» Котельиицкого и Люценко [1795], Все оти произведения сохранили теперь только историческое значение. На против, поныне сохранила свою сш>;кееть высокохудожественная украин ская Т— аЭнеида» И. Котляревско! о с 1-е полное посмертное изд. 1842, паписана же была в период от 90-х гг, K V I I I столетия и до 20-х гг. X I X сто летия). Была попытка травестировать «Энеиду» и в белорусской лит-ре («Энаща иавыварате; другой образец Т.— «Тарас па Парнасе»). В новейшей европейской лит-ре жанр Т. развития не получил и в зна Праздник чительной мере является образцом пе режиточной жанровой формы. Особняком стоят музыкальные Т. Оффепбаха—«Прекрас ная Елена» и «Орфей в аду». Библиография:!. Шрон-комичесная поэма»,редакция И примечания Б. Томашевсного, иад. Писателен Е Л е нлнгр-ще, Л , , 1933 [Перепечатаны с некоторыми сокра щениями иБнргилиева Енснда, вывороченная пэиэнан(;>&» Н- П . Оеипова, «Окончание Виргилневой Енепды, ни а ороче ннои наизнанку» Александра Котельиицкого, -Неон, похититель златого руна во вкусе нового Енеп» И. Наумова, «Похищение Прозерпины» Е , Люиенно и А. Котельнлдного!; К о т л я р е в е н н й И . , Е н е щ а , под ред- и с о вступи статьей И . АИзенштока, вид. «Нхш» госп1лна», НШв, 1937; К а р с н и и Е . , Белорусская Энеида наизнанку, в с б . : Пошана, сборни» Харькоиеного историко-филологического общества, т . X V I I I , Харьков» 190S {лучшее издание текста сохранившихся отрывков белорусской *3неиды* с о сводной вариантов!; Д а л р ж ы и с и 1 У л . , ВьггЦсы э Оеларуснае .TiTapjтуры X I X i X X СТ., Менск, 19*26, нэД- 2-е [текст Бе лоруссией *Энеидтл» и «Тараса на Парнасе»)II. С т е ш е н н о 11. П., Поэзия И . П . Котляреоскпго tn lDO-летнему юбилею его «Энеиды»). 1—И. П . Котляревскип и Осипов. 2—-Котляревскпи в едете критики, Киев. 1898 (оттиск и з «Киевской етарпны*, 1S98, июль— октябрь); Е г о ж с, ЕнЫда Котлярспсъного х Котельтшцьного в nopLBHHHHii з иншимп текстами, в с б . "За писки украшського наунового товариства в Н и н н » , книга I X . Кигв, 1912; Д а ш к е в и ч П . , Малорус ская и другие бурлескные (шутливые) Энеиды. Киев, iS9S (оттиск ио «Киевской старины», 189Ё, сентябрь); К а р с к и й Е . , Белоруссы, т . III, Очсркп словесно сти белорусского племени, 3 (Художественная литера тура на народном языке), II., 1922 [стр. —Бело русская Энеида наизнанку» с т р . 7 9 — 8 2 — « Т а р а с на Парнасе*]. Р. К. дия > скозлнпая песнь», «песнь в честь козла»), , сопровождавшееся исполнением сказания о Дионисе. Это сказание некогда, в глубокой древности, повествовал народу жрец, позднее же оно перешло к дифирамбическому хору, наряду с к-рым в обряде участвовали пля шущие «хоры сатиров*, мимически воспро изводившие события того же сказания о Дио- а честь бога Диониса. Хоры сатиров VI ту. (с античной вазы) с козлом. VII— форма драмы, дра матургический ж а н р , противополагаемый к о м е д и и (см.), специфически разрешающий драматическую борьбу неизбежной и необхо димой гибелью героя и отличающийся особь™ характером драматического конфликта. Т. имеет сиоей основой не всякую борьбу лич ности с препятствиями) но лишь глубокий идейный конфликт, столкновение мировоз зрений, I. Термин Т. появляется впервые в древ ней Греции д л я обозначения религиозного обряда—традиционных мимических игр и хоровых несен (дифирамбов), связанных с аграрными празднествами в честь бога Дио ниса. Ритуальной основой этих Празднеств было жертвоприношение козла (по-гречески tragos, откуда и возникло название «трагеТРАГЕДИЯ—большая Литературнап э н ц и к л о п е д и я , т. X I инее. Из сочетания дифирамба с хором сати ров и произошла, ио свидетельству Аристо теля, Т., на ранних ступенях своего развития сохранившая тесную связь с мифом о Дио нисе. Постепенно расширяя область Т. вве дением других мифов, усложняя драматиза цию сюжета,—культовое действо перешло в театральное зрелище. Этапы этого перехода точно не установлены, окончательно же сло жилась Т. к а к драматическая форма в период VII—VI вв. до н, э . Зачинателем Т. античное предание называет коринфского поэта Ариона. Первая точная дата в истории Т.— 534. когда в Афинах выступил со своим хором вотец аттической Т.& Феспис, сделавший круп ный шаг в развитии жанра введением актера (протагониста). Вслед з а этим выступлением в системе афинских общегородских празд неств окончательно оформился хороводный театр, достигший полного расцвета в эпоху общегреческой гегемонии Афин (479-—431). В этот период уяснились границы жанра, раскрылись принципы композидионного по строения и развертывания сюжета, сложилась тематика, и термин «Т.» приобрел вполне определенное и устойчивое значениеД л я решения проблемы Т_ необходимо по ставить вопрос о том, в к а к и х социальных условиях возник этот ж а н р , какие историче ские явления он отразил, какие идейно-ху дожественные запросы удовлетворял он, ко гда и к а к переживал свой распад, в какой зависимости вновь появлялся на сцену. История театра и драмы свидетельствует о том, что в одни эпохи жанр Т . является преобладающим, в другие же—то исчезает совершенно, то существует как застьтвглая шаблонная форма, то деформируется в такой мере, что удерживает лишь название Т. Этот жанр создается впервые в историй театра и драмы в эпоху великого социального пере ворота. Античная Т , возникла в Греции в эпоху гибели и разложения родового строя, освобождения мелких свободных производи телей—-крестьян н ремесленников—от власти родовой общины и образования античных г о