
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ТОРАЙГЬГРОВ [349-350; ТОРРЕС НААРРО влияние Вальтора Скотта, Виктора Гюго и Б . С. Ингеманна, датского исторического романиста. Вышедший в свет в 1850 роман Т. «Герцогиня Финляндская» (Hertuginnan at Finland) явился первой попыткой создания в шведо-финскоя лит-ре крупного нацио нально-исторического романа. Знаменитые «Рассказы фельдшера» (Faltskarus beratteJser, 1854—1867) дают художественное отображение истории Финляндии со времен Густава II Адольфа до Густава I I I . Роман тический уклон творчества Т . дает себя знать в этом произведении чрезмерною идеализа цией финнов и чрезмерным преклонением автора перед героическими фигурами исто рии. Увлекательно написан вышедший в 1879 роман из эпохи королевы Христины— •Дети звезд» (Stjarnernas Kungabarn). В ря де новелл и повестей Топелйус дает бытовые картины народной жизни. Из драматических произведении Т. следует отметить трагедию «Регина фон Эммериц» (Regina von Enimeritz. 1853) и драму «50 лет спустя* (Efter femtio л г , 1851), в основу к-рых положены эпизоды из тех ж е «Рассказов фельдшера*. В Европе Т . особенно широко известен как автор сказок *3agor» [1847—1852]. В более ранних из них чувствуется некоторое под ражание Андерсену, но потом Т. находит свой собственный оригинальный тон. Натуралистическое движение в лит-ре 80-х гг. встретило в Т . ярого противника. Т. быстро завоевал и прочно сохранил место популярнейшего (наряду с Рунебергом) шведо-финского писателя Финляндии. Шведская академия наградила его за лит-ые заслуги золотой медалью. Творчество Т. оказало значительное влияние на многих не только финских, но и шведских писателен последующих поколении. Библиогрифил: I. П а руссп. на.: Сказни, пере л. М. Пынчтрем и Гурьевой, С П Б , 1 Ш , ClwaMl, nopuU* М Г с м т т р е м . СПБ, 1 Ш . Gitalin, и з д . Апирч.шои.], СПВ, 1393 — 18 97; Регина фо i Э ч ч с т ш ц , п е р е в . А . П о л т о р а о н . Орел, 1 й 9 7 ; Юигарсы, п е р е » . . П о л т о р а ц кий, и з д , Машщтива, М,, l 8 ЭЙ; Рассказы фельдшо [М, перев. М- Б л а г о в е щ е н с к о й , м э д . Д е в р и с п а , i 9и7; Жемчужина А д и л и м и н г . Ilsfip. C K J S H H . М и л о с е р д ны» fiur.*4. перев. М, Б л а г о в е щ е н с к о м , над. lloinjiii.ni, 1000-1913; SamiaoV ЁкпИеп Ulg ЭГ G . V. Yaseitius] SLutkh >Un. J в У 9—1907: DagOoekcr af P. Nvbers, Helsin ki, j 9 , 8—J924. кую эксплоатацшо их казахскими феодалами и капиталистами. В конце 1920 Т. умер от туберкулеза, в расцвете творческих Сил. Т.—один из писателей демократического направления в дореволюционной казахской лит-ре, решительный противник религии и феодальных устоев. Огромны заслуги Т . в развитии казахского лит-ого языка. Библиография: I. Полное собр. соч., К а з , иадат.,1933- IT- V d s e n l u a fj. V . , Z . Topelius, в res., SLocfcholm, 1913—1930; L a g e r l o f S., Zachrts Topelius, Stockholm uc4. п е р . , Miin^hen, 1021; Norilsk, Digwre i vort aarhuridrede... udg* at P. H-iTfecn, K 0 b v » hjvn, I38J; R о Г d 3 Ш V . Sreiiik Litteralur, Kjubonliavcn. 1911; V a s e ri i и s V . , La.robO? i Svenges och Finland^. Litteralurni&tona. 2 uppl., [Stockholm!, 1S00. ( ТОРАЙГЫ?ОВСултаи-Махмут [1893—1930] — выдающийся казахский поэт, Происходил in бедной семьи. Учился в модрессе «свет ского* надравгения. Лит-ую деятельность начат и 1912. Пока зывая социальные противоречия дореволю ционного казанского аула (стихотворения ^Контрасты», «Народу», «Кто они?» н др.), Г- о своих произведениях популяризировал идеи мелкобуржуазного «просветительства». Впоследствии Т. поднялся до понимания клас совых противоречий. Поэма вБеднота*, слу жащая ярким примером такой эволюции поэта, описывает тяжелое положение казах ской бедноты и рабочих и разоблачает жесто &ТОРРЕС-БОДЕТ Хайме [1902—J—современ ный мексиканский поэт. Живет почти без выездно в Европе (Франции и Испании). На лит-ое поприще выступил в 1918 со сборпиком стихов «Пыл» (Fervor), з а к-рым по следовали «Сердце бредит» [1922], *Песни» [1922], «Новые песни» [1923], «Дом» ( L a Casa, 1923), «Дни» (Los Dias, 1923), «Поэмы» (Poemas, 1924) и д р . Наиболее известные 1сниги Т.-Б.: «Прозерпина» (Proserpina rescatada, 1931), «Сентиментальное воспитаннее [La cducacton sentimental, 1930), «Стихи», «Изгнание» (Destierro, 1930) и роман из жизни кино «Дневная звезда» (EstreUa de d i a , 1933). Т . - Б . является вождей той группы молодых мексиканских поэтов, к-рые в своем творчестве ориентируются гл. обр. на поэти ческие течения Западной Европы» в частно сти на французских символистов и на испан ских поэтов Мануэля Мачадо и Хуан РамонХимекеса, не порывай, однако, с националь ной почвой (т. н. «экзотическая и идо-амери канская ветвь символистов»). Содержание его поэзии образуют лирические переживания, облекаемые в форму поэтических символов. Впрочем в некоторых своих стихотворениях Т.-Б, касается и социальных тем (напр. стихотворение "На пути из фермы горной»). Поэзия Т . - Б . мелодична и красочна. Пишет Т.-Б. преимущественно ассонансами, избе гая рифмы. Ф- ЯТОРРЕС НАДРРО Бартоломе [Bartolome" Tor res Naharre, ум. ок. 1530]—один из первых ис панских драматургов, много сделавший д л я расцвета испанской драмы «золотого века». Был солдатом, потом монахом (биография его почти неизвестна). Б комедии «Нутепеааон впервые на сцене выдвинул вопрос дво рянской «чести*, к-рый играет такую боль шую роль в дальнейшем развитии испанского театра. Впервые Т. Н. дал также развитиехарактера на сцене, строя на нем драмати ческий сюжет, освещая его в разных сцени ческих положениях. Отсутствие чувства ме ры—основной недостаток пьес Т. Н . , приво дящий к нагромождению порою нелепых эпизодов и пр. Т. П. был и первым испанским теоретиком театра. В предисловии к собранию своих пьес (Propaltadia) он делит комедии на два вида; комедии действительности (a noticia) и коме дии воображения (a fantasia), к-рая говорит о вещах «фантастических пли воображаемых, имеющих характер истинных, не будучи т а ковыми». Следуя Горацию, Т. Н. предлагает делить комедию на пять актов «jornadas»; количество действующих лиц он определяет в шесть—двенадцать, их не должно быть ни «так мало, чтоб представление казалось глухим, ни так много, чтоб создавалась неразбериха^