
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
T0MMA3E0 [347-34 b] ТОПЕЛИУС Формализм к а к методологическая основа работ Т. помешал Т. дать для лит-ой науки больше, чем р я д отдельных наблюдений. Исключение представляют текстологические его работы, стоящие на высоком уровне, свидетельствующие о том, что Т. в этой своей работе подходит не только с великолепным знанием материала, но и с глубоким науч ным пониманием творчества писателя, в . м . T0MMA3E0 Николо [Niccolo Tornmaseo, 1802—1874]—итальянский писатель, критнк и филолог. Р . в Далмации в славянской семье (ого настоящая фамилия—Томашнч). Изучал юридические науки в Падуе, В 1S4S был министром просвещения в республиканском правительстве Венеции. После падения вла сти Мани на бежал на Корфу, с 1861 обосно¬ вался во Флоренции. Его лпт-ое наследие велико и многообразно. Он писал политиче ские трактаты и памфлеты, сочинения религи озного и философского характера, труды ио педагогике, филологии, истории литера туры, эстетике. Из числа его художественных произведений наибольший интерес предста вляют исторические романы («II duca oVAtene»» 1837) (изд. в Париже) и стихотворения (сборн, *Memorie poetiche е poesie«, 1838), пронизан ные национально-патриотическими, либераль ными и религиозными мотивами. Т. принад лежит ряд исследовании о Данте, в частно сти сочинение <*La commedia di Dante* [1837], в к-ром Т. обстоятельно исследует лит-ые источники «Божественной комедии*. Зна чительную роль в истории итальянской фило логии сыграл его монументальный словарь итальянского языка, составленный совместно с Б . Беллини («Dizionar1o della lingua Ita l i a n s , 4 тт., 1861—187Я), Библиография: 1. Избранные сочни» изданы О- F a lorsj (1B95J, Poesle, Firenze, 1910; Scntti di Critica e di e*LetlcM scelle dJ A . Alberiaz/r, N j p o h . [913. II. M i k e l i Saggio critico nut Niccolo Torn maseo, -Atcneo VenCto»» v. IX, 1885; Croci В.. N . Т о т т л л с о . •Critica*. v. X , 1912; V 6 ft i n* N . Tommusea puets, Bologna. 1914; P г u n a » P.. La c r i l h c j , L&arte e L&ulea sortie dl N . Tumm.iseo. Firenze, laui. двух поэм Т. написал несколько трагедий, не имеющих большого значения, и англий ский гимн Rule Britannia. Библиография: I. Works, With a biography by D-C-Tovey. vis 1—2, L . , 1897; The complete nodical works, with notes by J . Logic Robertson, Oxford, 1908; Thom son&s Seasons (Critical edition, being a reproduction of the original texts, with all the various readings ol the Liter editions, historically arranged* by Otto Zippel), Bit 1908 (Palaestra, LXV1); Четыре нремени года, M . , 1798; т о WO, М., 1803; то ж е , М „ 1812II. M o r e l L e o n , James Thomson, яа vie et scs oeuvres, 1 Ш [сеть библиографии иад.иши Т . , переиодоц его произведений и лит-ры о нем); Н я с а и 1 а у G . С . James Thumsou, N . 1908; AriWiinder Ёгпа, Pseufioklassj7.itisehea und romantisohes In Thomson&s Seasons. Lpz., 1930; Г e т т u e p Г . . История всеобщей литерату ры XVIII Л., т. I, Английская литература (1G6U—1779). СПБ» 1863. стр. 444—449- [Jamrs Thomson, 1700— 1748]—английский поэт. По происхождению шотландец. В 1726—1730 вышла его описа тельная поэма «Времена годаи (The Seasons), написанная белыми стихами в манере Миль тона; в год его смерти—аллегорическая поэма «Замок лени* (The Castle of Indolence), где он впервые возродил спенсеронскую строфу (a Ь a b b с b с с), к-рон впоследствии был написан |Чайлд-Гарольдв Байрона и ряд поэм Шелли и Китса. Не будучи крупным самостоятельным поэтом, Т. тем не менее сыграл значительную роль в развитии евро пейской поэзии X V I I I в. У него впервые проявляется систематическая ориентация, с одной стороны, на поэтов Ренессанса (Спенсе ра и Мильтона), как реакция против рассу дочного стиля классицистов, с другой—па новую, шреромантическую» тематику. В обоих этих направлениях Т . сделал только первые шаги, но влияние его на английскую и не нецкую поэзию было огромно, В России, в конце XVIII-—нач. XIX вв. Т. тоже сыграл большую роль («О, Томсон, ты открыл при роды красоту», Карамзин, 1788). Его пере водили Жуковский, Мерзляков и д р . Кроме TOMCOH Джеймз Захарий [Zacharias Topelius, 1818— 1S9RJ—выдающийся шведо-фннский пи сатель. Р . в Семье врача, первого собирателя финского фольклора. В 1883 Т. переехал и;* провинции в Гельсингфорс и поселился у знаменитого поэта И. Л . Р у н е б е р г а (ем.), в к-ром нашел ближайшего друга и настав ника. Вокруг Рунеберга. стоявшего во главе национально-патриотического движения фин нов в 30-х гг., группировалась наиболее талантливая и прогрессивная молодежь Фин ляндии. Кружок Рунеберга оказал Сильней шее влияние на молодого Т . , предопределив дальнейшее развитие его лит-он и обществен но-политической деятельности. По окончании ун-та в 1340 Т. стал в 1841 редактором «Гельсингфорсскнх известиио (Heistngfors Tidningar) и руководил газетою до 18G0, Т. писал в газете общеполитические статьи п обзоры в либеральном духе, а в стихах н поэмах иносказательно выражал сокровенные думы и чаяния прогрессивных слоев финского народа, жестоко страдавшего под гнетом царизма. Особенным успехом пользовались ^Гельсингфорсские письма»Т. Руссофпльская позиция Т. во время Крымской воины (в своей идеалистической наивности Т. надеялся, что * победоносная» Россия даст Финляндии неза висимость) оттолкнула от него более радидольную часть финнов. Оставив публицисти ческую деятельность, Т. перешел к педагоги ческой; в 1873 он получил кафедру истории в Гельсингфорсском ун-те и был затем его ректором. И 1878 он ушел из ун-та и всецело отдался лит-ой работе. Художественное творчество Т. весьма мно гообразно. Он писал лирические стихотво рения, романы, повести и пр. Лучшие стихо творения Т. относятся к периоду до 1800. В стихах, блещущих изяществом формы, нашли свое отражение глубокая любовь Т. к родине и к ее природе (стихотворения: «Таяние льдов на р. Улеоч—flJslessningen раа Ulea, аЛесные песнив—SylvlavEsor, «Зимняя улица*—Vintergatan и др.). В более поздних стихах Т. преобладают мотивы религиозные, ортодоксально-христианские. Первый из че тырех сборников стихов Т.—«Цветы вереска» (Ljongblommor)—вышел в 1845; последний (Nya bJad) в 70-х гг. В 1882 вышел еще сбор ник стих. *Zjung», но в него вошли преиму щественно старые вещи. Из прозаических произведений Т. главное место занимают исторические романы, по вести и рассказы, в к-рых сильно сказалось ТОПЕЛИУС