
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
т о л с т о й л. н. [337—3^8] ТОЛСТОЙ Л. н . риархальной деревни и заскорузлую трусли лично самое название последнего романа Т. П а вость ^хозяйственного мужичка», его религи мысли автора, роман дает решение вопроса со озную отсталость, его страх перед городской циального неравенства; решение это претво культурой, Ленин писал, что «Толстой пере ряет в жизнь один из «касты» «праздной, у г н е носит его (патриархального крестьянина — тающей&&—в этом его «воскресение». М. ГО.) психологию в свою критику, в свое Не случайно героя «Воскресения» Толстой учение»(Соч , т XiV,crp.4G5) Это со веси оче назвал Нехлюдовым. Мы знаем Нехлюдова видностью сказалось в народных рассказах. по «Детству, отрочеству и юности», «Утру 80-е гг. открываются народными расска помещика», «Люцерну». В произведениях этих зами: «Чем люди живы?», «Ильяс», «Где лю Нехлюдов ноказанв началежизпенногопути, бовь, там и бог», «Вражье лепко, а божье креп и с толстовской силой намечена, но не разверко», «Девчонки умнее стариков», «Зерно с куриное яйцо», «Много ли человеку земли нужно?», «Свечка», «Сказка об Иване-ду раке и его двух братьях» и д р . (1881— 1886), статьей «Так что же нам делать?» (1882—-188(5) и работой над евангелием, В 1860, размышляя над повестью из народного быта, Т. поставил пред со бой задачу; «Форма повести: смотреть с точки зрения мужика». Рассказы 80-х гг. явились решением этой задачи. Т. достиг близости к фольклору в ясной простоте композиции рассказов, в кон кретности и простоте языка и превосход ном знании народного быта. Т. проник • я духом народных легенд и потому овла дел формой этого жанра. Рассказы Т.— это проповедь всепрощения, покорности и пассивности, облеченная в образы ре лигиозной фантастики; это •—-воплоще нно долготерпения, рабьего сознания, взращенного веками крепостного гнета. Рассказы Т. близки к тем народным ле гендам, в к-рых сказалось влияние цер ковной учительной лит-ры. Однако Т, так верно передал точку зрения патриар хального крестьянина, что наряду с ре лигиозной фантастикой есть в его народ ных новеллах черты, говорящие об я Вог зта IIчлюстрацич к novecmn Л Н Толстого *Мпо?о истинном положении крестьянства, его ян чело.гику э" или ндогено?» чаяниях, его трудовой морали. Замеча тельна «Сказка об Иване-дураке и его двух нута тома раз л ада между «благими порывами » братьях». Это — сатира на русский государ и бессилием их осуществить. В «Воскресении» ственный строй и возвеличение работникаТ. показал, что стало с Нехлюдовым, когда он пахаря, чьим трудом все держится, утвер изменил «благим порывам», перестал думать ждение его закона и морали: «у кого мозоли «о боге, оправе, о богатстве, о бедности», слил на руках-—полезай за стол, а кто не работает— ся с окружающими, «сдался», к а к говорит Т , тому объедки». В 1886 Т. пишет свое первое По основным чертам социального типа герой выдающееся драматическое произведение— «Воскресения» тот ж е , что Иртеньев, Андрей «Власть тьмы*. По силе изображения жестоко Болконский, Пьер Безухов, Левин. Это не сти деревенских нравов—это одно из самых «кающийся дворянин», как принято было реалистических произведений. Но Т. не видит говорить о нем в критике, хотя в Нехлюдове и но понимает, что «власть тьмы» в деревне сильно чувство вины п покаяния перед на и религиозная мистика, долготерпение, по родом. корность крестьян—это две стороны одного В 70-е гг. в «Липе Карениной» Т . приводит явления. Левина к выбору эксп юатация или защита Для того, чтобы лучше ознакомиться с по интересов парода. В 90-е гг. в «Воскресении* ложением городской трудящейся массы и го Нехлюдов делает выбор, он отказывается от родской бедноты, Т . участвовал в переписи собственности на землю, его помещичья зем 188^, взяв на себя самые бедные участки. л я становится крестьянской. Т . показывает, Результатом работы Т. по переписи явилась как трудно дается это решение. В глубине статья «Так что ж е нам делать?»—централь души Нехлюдова, в тайниках подсознатель ная в публицистике этого периода. Главное ного укоренились традиции барства, готовыев этой статье—<го понимание связи между ожить и завладеть сознанием. Т, учиняет роскошной, беспечпой жизнью богачей и по своему герою допрос с пристрастием, пока трясающей нищетой трудящихся масс, к кото зывает, к а к он колеблется, возвращается рому пришел Толстой, мыслью к прошлому, сомневается в своих си «Так что ж е нам делать?» вплотную под л а х и, преодолевая сомнения и соблазны, ш а г водит к «Воскресению- (1SS9—1899) Симво за шагом отрыпаясь от барства, идет к свое-