
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ТОЛСТОЙ А. ы . [295-296] ТОЛСТОЙ А. Н венный порыв к жизни, к счастью. Именно в «счастьи живой любви» видит Т . в эти го ды единственный выход из пошлости и мерт вечины окружающего. Эту здоровую, чест ную любовь противопоставляет писатель эро тической мистике исступленной похоти дека дентов («Любовь» и др.). По своему стилю ранние произведения Т. продолжают традиции русского реалистиче ского романа Х Щ в. Детальный психологи ческий рисунок, неторопливое повествование, прерывающееся отдельными напряженно-дра матическими сценами, характерные сюжет ные ситуации (приезд героя*—столичного жи теля—в уездную глушь), лирический пейзаж, складывающийся из описания «тенистых пар ков» с «сырой листвой», заросших камышами прудов, «лунных бликов», «лунной сырости», типичный усадебный interieur, па к-роы лежит уже печать тления («запертые залы с пор третами дам и кавалеров в напудренных па риках, с золоченой мебелью» изъеденной мы шами»... «потертые диваны и круглые столы и ноты в изъеденных корешках,..»)—все это идет в русле русского усадебного романа, В годы мировой войны, работая п качест ве корреспондента русских и союзнических фронтов, Т. дал ряд военных корреспонденций («В Англии, на Кавказе» по Волыни и Галиции», 1916), рассказов («Прекрасная да ма», «Маша», «Простая душа»), в которых Толстой пытался затушевать страшный лик войны, изобразить ее в спокойно-будничных тонах. В 1918 Толстой создал свою замечательную повесть «Детство Никиты», завершающую цикл дворянских автобиографических про изведений, восходящих к «Детству» Л . Тол стого, к «Запискам Багрова внука» Акса кова. В эмиграции Т. продолжал свои ранние стилизаторские опыты, написал комедию «Лю бовь—книга золотая», в к-роЙ однако силь на реалистически-бытовая струя: писательреалист обнажает всю грубость крепостниче ских нравов, скрывающихся под внешне-утон ченной маской галантного X V I I I в. В 1921 в Париже написана Т. первая часть трилогии «Хождение по мукам»—роман «Се стры», отразивший новые настроения автора. Мировая война, на фоне к-рой развертывает ся действие, изображена в «Сестрах» совсем иначе, чем прежде. Фронт—бессмысленная бойня. Тыл пронизан духом разрушения и хищничества. Ценность этой книги в вы разительном и рельефном воспроизведении буржуазной действительности—идейно поли тического и морального распада буржуазии, полнейшей деградации буржуазной интелли генции в предреволюционный период. Пред ставителям этого буржуазного декаданса, оторванным от народа, внутренне опусто шенным, противопоставляет Т. образ своего положительного героя—-Ивана Телегина, ор ганически-цельного, мужественного человека, горячего патриота. Через здоровую, честную любовь к родине, к своему народу приходит Телегин к признанию революции. Хотя в первой части трилогии еще звучит утверж дение личного счастья как высшего и неиз менного начала («пройдут года, утихнут войны,—отшумят революции, и нетленные останется одно только,—кроткое, нежное, лю бимое сердце...»), но тема России и революции в конце романа становится доминирующей. В дальнейшем у Т. усиливается интерес к социально-политической тематике, к общест венным проблемам. В романе «Восемнадцатый годя [1926] (второй том «Хождения по му кам») дано широкое полотно эпохи грансданской войны: здесь и белогвардейщина на Дону и Кубани, черноморский флот, корниловский поход, гайдамаки и махновцы на Украине, немецкая оккупация, сорокинская армия, наступление чехословаков, контрре волюционные заговоры в Москве. Однако в романе много незавершенных эпизодов, и на ряду с яркими, запоминающимися сцепами даются иногда беглые зарисовки—хроника событий. Эпиграф романа: «В трех водах топ лено, в трех кровях купано, в трех щелоках варено. Чищемычистого»—подчеркивает идей ный смысл второй части трилогии. Право на личное счастье, очищение от мещанском мертвечины получают люди, прошедшие через труднейшие социальные испытания, люди, решившие коренные вопросы общественно-по литических судеб России. Именно такой путь и проделывает герой романа. Иван Телегин, бывший царский офицер, должен пройти через боевой опыт Красной армии, чтобы» осу див свой замкнутей! личный мирок, подобно России, притти через все испытания к счастию. Вадиму Рощину—упрямому идеологу «веры, царя, отечества, неделимой России и белого движения»—пришлось увидеть всю грязь и разложение белогвардейщины, чтобы разо чароваться в ней и понять, что счастье Ро сли—где-то совсем в другом.- По-своему про ходят свой «путь очищения» и сестры, Катя и Даша. Так вырастает в «Восемнадцатом годе» проблема преодоления противоречия личного и общественного. К периоду 1922—1927 относится цикл произведении Т., посвященных разоблачению белой эмиграции и послевоенной Европы («Рукопись, найденная под кроватью», и др.). Т. издевается над всеми старыми реликвиями и верованиями былой русской аристократии. Пройдя через все испытания Константине& польского и .парижского дна, белогвардей ские «герои» потеряли главное—веру в себя, они омерзительны в собственных глазах, У них нет ни прошлого, ни будущего. Наи более последовательна эта издевка в повести «Ибикус или похождения Невзорова» (1924). Здесь путь белой эмиграции проделывает не какой-нибудь аристократ или денежный воро тила, а незаметный конторщик с Мещанской улицы, Семен Иванович Невзоров, «обожа ющий великосветскую жизнь». Необычай ные уголовные приключения его на белогвар дейском юге превращают его то в копта Симон де Неэор, то в Семилапида Невзораки, то в прожигателя жизни, то в содер жателя константинопольского притона. Он— злейшая карикатура на белых эмигрантов, одержимых одним инстинктом самосохране ния, готовых во имя этого чувства на любую уголовщину.