
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ТАДЖИКСКАЯ Л И Т Е Р А Т У Р А [169- 170] ТАДЖИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ров-таджиков (среднеазиатского происхо ждения). Крупнейшими классиками, с к-рых принято начинать историю всей иранской лит-ры послеисламского периода, были придворный поэт Саманидов Абуль-Хасак Рудаки (ум. ок. 041—942), происходивший, повидимому, из Самарканда, и Дакики (ум. ок. 977). До нас дошло всего несколько стихотворений • кудаки. Кроме того, он переложил в стихи Рнигу Ж а л и л а и Димна» (из этой поэмы Ру даки сохранилось всего несколько строк). Дакики считался лучшим знатоком доислам ских эпических легенд и преданий об иран ских царях и богатырях, и поэтому собира ние и переложение их в одну поэму было пору чено ему саманндским двором в Бухаре. Вследствие его трагической гибели (был убит) эта работа осталась незаконченной; за осуществление этой грандиозной работы взялся Фирдоуси, включивший в «Шах намеэ около тысячи строк Дакики. Процесс развития и укрепления феодализма обусловил расцвет придворной поэзии, в к-рой выделяется как ведущий жанр касыда. Касыда при Саманидах, я потом и Газневидах достигла совершенства. В этот период она отличается монументальностью, политической устремленностью, отсутствием формалистиче ских ухищрений. Из более или менее значи тельных поэтов этого периода следует еще указать на Медждеддина Кисаи, Шейх-Абуль Аббаса и Агаджи. Наряду с художественной лит-рой в саманидекую эпоху получили блестящее развитие науки, выдающимся представителем к-рых был Абу-Али-и-Сина, известный в Европе под именем Авиценна [980—1037]. Ему, кроме не скольких десятков научных трудов, принад лежит небольшое количество рубай (четверо стиший), напитанных на его родном языке. К следующему периоду Т, л . , X I — X I I вв., относится деятельность поэтов Муиззи (1058— 1148—1149), Амака Бухарского (ум. в 1149 или 1159), Рашида Ватвот из Самарканда (лриблиз. 1090 — 1182), Сабира Термезского (погиб в 1150). Камоли Бухарского, Низами Арузи, сатирика и пародиста Сузапи (ум. ок. 11G8) и Ашрафи (ум. в 1161—1102) из Самарканда. Этот период характеризуется упадком при дворной поэзии, в частности касыды. Поры вая с социальной тематикой, виднейшие пред ставители ее вступают на путь стилизаторства. К сельджукскому периоду Т. л . относится также ранняя деятельность одного из вели чайших классиков Т. л . — Носпра Хисраса [1003—1088], страстного пропагандиста пемаплизма—религиозного учения, ставшего зна менем борьбы против арабского халифята. Его илвестпая «Сафарпомл» (Книга путешествий) переведена на русский язык проф. Е. Э, Бертольс (tfAcatlemias, 1933). Носпру Хпсрапу, кроме того, принадлежит большой диван лири ческих стихов, ряд трудов научно-философ ского характера. В X I I I — X I V вв. Т . л . раз вивается нри господстве монголов; в Т . л . особенно культивируется газель, к-рая после Са&ди и Хафиза получила развитие у одного из величайших классиков Т. л.—Камала (ум. г в 1394—1395, родом из Ходжента). Видными деятелями лит-ры данного периода после Ка мала были Сайфи Иофаранги из Самарканда (ум, ок. 1254), Асиреддин из Ферганы (ум. в 1259 или 1272), Джавхари Заргар и Носир из Бухары, Бадри Чочи из Ташкента, При Тимуридах ( X V в.) лит-ая жизнь сконцентрировалась при дворе султана Халила, внука Тимура, в Самарканде, и при дворе султана Хусейна Байкара в Герате, под покровительством его визира—знаме нитого поэта Мир-Али-Шер Навои. Лит-ый круг Халила состоял из поэтов Исмата и Хайоли Самаркандских и Бисати Бухарского (ум. 1412). В лит-ом кругу Навои—Джами находился Давлятшо из Самарканда, со ставитель известной «тазкира* (антологии поэтов). С X V I в., когда Средняя Азия окончатель но отделилась от Ирана, а борьба шиитского Ирана с суннитской Средней Азией еще боль ше усилила этот разрыв, —общность таджик ской и собственно иранской лит-ры приходит к; концу: начинается этап самостоятельного развития Т. л. наряду с узбекской. X V I — X I X вв. были периодом упадка и разложения феодализма, вследствие чего придворная поэзия не выдвинула за это время ни одного сколько-нибудь значительного авто ра. Зато наблюдается заметный рост лит-ры города с характерным для нее все более уси ливающимся протестом против феодальных порядков. В художественных произведениях впервые начинают встречаться элементы жи вого разговорного языка. Одной и з харак терных черт лит-ры данного периода является совмещение у одного и того же поэта «низ ких» и «высоких» жанров. Виднейшим поэтом этого времени является Мулло Мушфики (ум. в 1538)—придворный поэт Шейбанидов Сандхана и Абдуллахана в Самарканде и в Бухаре, родом из Мерва. Мушфики популярен не только в Таджики стане, но и во всей Средней Азии гл, обр, своими стихами, высмеивающими крайние проявления феодальных порядков. Особо следует отметить лирику Мушфики, дающую немало образцов высокого мастер ства, простоты и остроумия. Кроме того, Мушфики является зачинателем в таджикской поэзии формы «муеаллаетт мураккаб* (трех стишие, где рифмуются первые две строки). Из других деятелей лит-ры шейбанирского периода укажем поэта Бинои (ум. в 1512). Чрезвычайно интересные сведения о лит-ых деятелях шейбанидского периода дает один участник лит-ых кружков того времени, Зайиетдип Восифтт, в своих мемуарах. Из поэтов X V I I — X V I I I вв. так наз. аштарханпдекого периода Т. л . большой интерес представляет творчество поэта Сайидо Насафп, выразившего протест против феодального угнетения народных масс. Уа ним идут Хоки из Самарканда, к-рому принадлежит соци ально заостренный цикл прозаических басен о животных; Машраб из Намангана, казнен ный в 1711 за произведения, направленные против духовенства; Фтират Зардуз из Са марканда, автор месневи «Толиб и Матлуб». Представителями мистики и формализма ч