
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
СУХОВО-КОБЫЛИН [125—126] СУХОВО-КОБЫЛИН ротливоеть Муромского. В эту патриархаль пиков в связи с делом Симоп-Деманш, р а з ную среду врываются враждебные веяния по дуло в ненависть прирожденную неприязнь вой жизни в лице столичного авантюриста драматурга к чиновничеству, обусловленную Кречинского. Кречннский («Наполеон», как его социальной природой родовитого аристо называет его Расплюев)—-ловкий, изобрета крата. «„Дело —это моя месть. Я отмстил тельный, смелый авантюрист широкого раз своим врагам. Я ненавижу чиновников». маха, типический образ хищника-афериста, Власть бюрократии, торжество ее над дво любыми средствами пробивающегося к за рянством, бессилие дворянского «бунта» Му ветному «миллиону 6. ромского—таково содержание «Дела». Острая Благополучный конец пьесы—разоблаче ненависть к бюрократии, сознательная обли ние авантюры Кречинского и торжество «доб чительная тенденция помогли С.-К. создать рав—был признан критикой, не знавшей еще произведение громадной обобщающей силы. всего замысла трилогии, слишком оптими Вопреки идеологии автора, «Дело» выросло стическим, снижающим сатирическую остро в грозное обличение всей императорско-бю ту комедии. Это было в свое время замечено рократической России. Однако драматургия: в статье «Современника»: «Не была ли бы С.-К. не только обличает феодально-бюрок „Свадьба Кречинского" оригинальнее и не ратический режим во всем его глубочайшем имела ли бы она более сильного значения, растлении, она отражает проникновение но если бы автор не допустил своего героя вых, капиталистических отношений в типич с о р в а т ь с я . . . а окончил комедию благо ных для эпохи авантюристических формах. получным браком, если бы Кречинский остал Трилогия в целом направлена против разра ся прав, а Нелькин виноват?.. Н а к а з а н стающейся власти денег. Во всех трех пьесах н ы й п о р о к не успокоил бы его (зрителя. деньги являются движущей силой сюжета; уголовщина, авантюры вырастают на почве B. Г.), как теперь. Вот в чем заключалось бы по нашему мнению, н р а в с т в е н н о е беззастенчивого обогащения: авантюра меч тающего о миллионе Кречинского, грабитель комедии». По своим формальным особенностям «Свадь ство «под сенью законов» Варравина, пого¬ ба Кречинского» восходит к стилю француз ня Таролкина за ускользающим богатством. В пьесах С.-К. появляются кредиторы, ро ской комедии: и к сценическим традициям французских театров малых форм- «Я пи стовщики, шулера, взяточники, аферисты. сал «Свадьбу Кречинского&, — рассказывал По своим стилевым особенностям «Дело» C. -К.,—и все время вспоминал парижские знаменует углубление творческой манеры театры, водевиль, Бюффе.,.» Четкая кон С.-К., переход его от жанрового показа лю струкция пьесы, стремительность действия, дей и событий к социально-обобщенной типи острота интриги, легкий, изящный диалог— зации образов и сценических ситуаций. По все эти качества своего мастерства С.-К. р а з строение сюжетных линий и характеристики вил изучением французской комедии, в част персонажей имеют своей целью предельно ности драматургии Скриба. раскрыть типические стороны действительно Блестящая форма комедии заслонила пе сти, дать памфлетно-заостренный сгусток ее. ред современными драматургу критиками зна Родственность дарования С.-К. творческой чительность комедии в целом, глубину со манере Гоголя, сказавшаяся уже в «Свадьбе зданных им характеров. Между тем обра Кречинского*, обнаруживается в «Деле» со зы Кречинского и Расплюева по своей всей полнотой. Отдельные персонажи «Дела» скульптурной законченности, типичности и перекликаются с образами из ^Ревизора» и оригинальности могут быть поставлены на «Мертвых д у ш к Памфлетная заостренность, одном художественном уровне с героями Го сгущенность красок в изображении чинов голя и Грибоедова. ников, давшая повод некоторым критикам говорить о недостатке в пьесе живой психо С лучшими образцами русской драматур гии «Свадьбу Кречинского* сближает язык логии, бесспорно восходит к художественной пьесы—сочный, меткий, афористичный. Кры системе Гоголя. Наделение персонажей схо латые словечки персонажей комедии прочно жими фамилиями (Ибисов и Чибисов; Герц, Шерц и Шмерц) повторяет комический прием, вошли в обиходную, разговорную речь. Вторая часть трилогии—драма «Дело»— использованный автором «Ревизора» (Бобчинский и Добчинский). намечает новый этап творческого развития С.-К. От бытовой комедии-интриг и драматург Вместе с тем в «Деле* в полной мере прояв перешел к жанру политической пьесы. Сю ляется сатирическая острота дарования С.-К., жет «Дела»—история о том, как чиновники приближающая его к Салтыков у-Щедрину, замучили дворянина, попавшего «в капкан, Наряду с этим придание в отдельных сценах волчьи ямы и удилища правосудия». Мрачен комедийным ситуациям фарсового характера колорит пьесы. Тема накопления, обогаще (напр. принятие содовой воды князем) сви ния, знакомая нам уже по «Свадьбе Кречин детельствует об использовании С.-К. приемов ского», звучит в «Дело» с необычайно возрос французской буффонады. шей силой. У Варравнна и особенно ТарелВ стремлении к обобщению драматург ис кина жажда наживы приобретает характер пользует приемы иронической символизации, одержимости, маниакальности, мрачного, аллегорических характеристик, гротескных почти аскетического фанатизма. масок. Так, аллегорично членение действую Основная направленность «Дела* — это щих лиц на категории: «начальства», «силы*, страстное, негодующее обличение обществен «подчиненности», ничтожества* или «частные ной неправды. Личное оскорбление и обиды, лица» и «не-лицо*. Символически обобщены к-рые пришлось претерпеть С.-К. от чинов- место действия «частью в залах и апартамен11 т