
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
СУХОВО-КОБЫЛИН (123—124] СУХОВО-КОБЫЛИН тург. Р . в богатой помещичьей семье, принад лежавшей к старинному дворянскому роду. Образование получил на физико-математи ческом отделении философского факультета. Под влиянием своего друга детства—А. И. Гер цена— С.-К. увлекся философией, к-рую он впоследствии считал своим истинным приз ванием. По окончании ун-та С,-К. вел свет скую жизнь, проводя большую часть време ни за границей. В 1850 спокойное течение жизни С.-К, было прервано трагической смертью (убийством) француженки Луизы Симон-Деманш, находившейся с ним, по оп ределению официальных документов, «в лю бовной связи». К следствию по делу были привлечены сам С.-К. и его крепостные, быв шие в услужении у Спмон-Деманш. С.-К. был дважды арестован. В 1854 в тюрьме С.-К. написана создавшая ему славу драма турга комедия <Свадьба Кречинского», за думанная и начатая им во время одного из заграничных путешествий. &Свадьба Кречинского» впервые была поставлена в 1У55 на сцене московского Малого театра, а в елодующем году была напечатана в & Современ нике». У публики пьеса имела большой успех. Критика же недооценила эту замечательную комедию. В 1857 закончилось следствие по делу об убийстве Симон-Деманш, давшее С.-К. обиль ный материал для последующих частей его трилогии и наложившее резкий отпечаток на его творчество. Дело окончилось оправ данием всех обвиняемых. Тем по менее вопрос о причастности драматурга к убийству поро дил обширную лит-ру. В настоящее время этот вопрос можно считать разрешенным в от рицательном смысле. Вторая часть трилогии—драма «Дело»—бы ла написана С.-К. спустя семь лет после по становки «Свадьбы Кречинского». Пьеса была запрещена к постановке из-за резко отрица тельного изображения чиновничьего мира. Впервые она была напечатана за границей. В русской же печати она появилась лишь в 1869. В 1882 удалось осуществить первую постановку пьесы в значительно урезанном виде на сцене Александрийского театра. Не менее тяжелые испытания ожидали по следнюю часть трилогии—«Смерть Тарелкина». Эту пеьсу С.-К. закончил после многочисленных переделок в 1808. В следую щем году она была опубликована вместе с пер выми двумя частями трилогии под общим наз ванием «Картины прошедшего». Поставлена же впервые лишь в 1900 в переработанном виде и под измененным названием «Расшповвские веселые дни». Оставшиеся лежать под спудом, лишенные доступа на сцену, «Дело» и «Смерть Тарелкина» не получили достойной оценки сов ременной С.-К. критики. Столь различные по своему направлению н эстетическим крите риям журналы, как «Вестник Европы» и *Де» ло», сходились в оценке этих произведений. Оба журнала отмечали несценичность «Дела», отсутствие в нем драматического действия, живых и глубоких характеров. И совсем уничтожающей была оценка «Смерти Тарелкнна»—пьесы, которую сам драматург счи тал своим лучшим произведением. «Это до вольно пустой фарс, основанный на переоде вании и самом невероятном анекдоте»,— писал «Вестник Европы». Аналогичной и не менее резкой была оценка «Дела». Отсутствие заслуженного признания со стороны критики, трудности продвижения пьес на сцену сыграли не последнюю роль в отходе писателя от лит-ры. Вторую поло вину своей жизни С.-К. провел аа границей, частью в своем родовом имении, где он посвя тил себя хозяйству и занятиям философией. Пожар, произошедший в 1809 в имении С.-К., уничтожил его философские работы и пере воды Гегеля. В 1902 лпт-ая деятельность С.-К. получила признание: он был избран почетным членом Академии наук. В 1903 он умер за границей. Трилогия С.-К. представляет собой одну из самых ярких и своеобразных страниц в истории русской драматургии. С огромной художественной силой и сатирической остро той С.-К. обнажил в своих пьесах язвы и урод¬ ства самодержавно-крепостнической Рос сии, Алчность и стяжательство, неограничен ная и тупая власть бюрократически-по лицейского аппарата, проникающего во все поры общественной жизни; взяточни чество и вымогательство, охватывающие все звенья административно-судебной системы,— таковы разоблаченные С.-К. стороны русской действительности. Все эти черты запечат лены в отдельных частях трилогии с различ ной степенью обобщения. Творческий путь С.-К.—это путь от бытовой комедии к острой социальной сатире-памфлету, от бытового реализма к реалистическому гротеску, ос ложненному эксцентрикой и буффонадой. В «Свадьбе Кречинского» действие прои сходит в старозаветной помещичьей семье, попавшей в столицу. Автор сочувственно от носится к своим героям из дворянской сре ды (Муромский, Нелькин, Лида), наделяя их положительными моральными качествами., &Но в то же время он подчеркивает кос ность, ограниченность, умственную непово-