
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
СУЛЕЙМАН [107—103] СУМАРОКОВ страны гор, ^Литературная гзэетаа, 1934, Л ? 2G; Е г о " зн е. Великий а ш у г , «Литературная газета», 1936, 1 5 / Х , Л? 58; Е г о ж е , Сулеиман Стпльскни, «Ли тературная газета», 193G, 5 / П , ;№ 7; Е г о нге, Плэыв о Серго Орджоникидзе, -Литературная газета», 193G, 15/XI, н G4; Е г о ж е , Л и т е р а т у р а народов Д а г е № стана, * Литературный критик», М-, 1936, № И ; Л у г о в с к о ii В л . , Сулеймон Стальский, «Литера турный критики, М,, 1936, Л? 12; Е г о ж е , Сулейман Стальскнн» «Литературная газета», 1937, ЭС/1Х, № & 3 ; Т р с г у О С , Гомер X X иска, «Комсомольская правда», М-, 1936, 27/VH, Л? 173; П а ш Сулей май, п е редовая статья «Дагестанской правды», Махач-Калэ, 1936, Л? 93. Р . Фатуви 1 1 зование в Сухопутном шляхотном корпусе» где начал заниматься лит-ой работой, перела гая стихами псалмы, сочиняя от имени каде тов апоэд раните л ьные оды» императрице Анне, песни—по образцу французских поэтов и Тредиаковского. Зарекомендовал себя этим при дворо и в кругу влиятельных ценителей. Окончив корпус в 1740, был зачислен на службу сперва в военно-походную канцеля Шехабеддин [Ш4—]-^гуред кий писатель. Р . в Стамбуле в семье чинов ника. Детство провел в Измире, где получил среднее образование, высшее получил в Стам буле. Во время младотурецкоЙ революции 1908 С. был учителем французского языка в среднем учебном заведении, С. редактиро вал ряд газет н журналов. Непрерывно уча ствовал в лит-ой полемике. Проявил себя как драматург. Его пьеса «Чыкмаз сокак» (Тупик) вызвала большой шум—ее обвиняли в без нравственности. Также резкой критикой встретили его вторую пьесу «Фыртына» (Буря). Из-за «безнравственности» своих пьес С. был отстранен от преподавательской работы в школе. Но С. упорно защищал свои идеи. С точки зрения драматургической техники С. сделал много в направлении модерниза ции турецкого театра- На творчество С , осо бенно на его пьесе «Чьткмаз сокак», сказа лось влияние французского драматурга Пье ра Вольфа. С.—один из основателен лпт-ой организации й Ф е д ж р и А т и » (Грядущая заря). Свои лнт-ые позиции он определил следующей фор мулой: «Искусство индивидуально и непри косновенно». С.—горячий сторонник «свобо ды» в искусстве. Он был самым видным про заиком оФеднфн Лтп». Будучи преподавателем лит-ры, С. совмест но с профессором К ю нр юлу заде Me хм с д Ф у а д о м написал ьПсторлю османской ли тературы». СУЛЕЙМАН Библиография: Г. Ч ы к ч а з сокак [Тупик]; Фыртына Б ; р п > Араллринэа [Мегаду ними!; Кырын махфаза Развитый лэреиЗ. Лзпз к л и п (Милый убийца]; Т.чрн^н эдеОпиатн Османне [ Н с т о р н я о с м а н с к о й л и т е р а т у р ы ] , много истпрнко-крнтичесыгх статей о ь р у н н е й ш п ^ пи* сате-iHs Т у р ц и и и т. д . д . _4. СУЛЕЙМАНОВ Абдул-Вагаб [1909—]—совет ский кумыкскии поэт. До 17 лот был пасту хом. Начал писать стихи с 1026. Произведе ния С. посвящены колхозному строительству, новому быту. Наиболее значительное произ ведение С—повесть в стихах «Политотдел*. С. выступает п как прозаик. Из молодых ку мыкских поэтов С. является одним из наи более значительных. Библиография: I. Н а к у м ы к с к о м я з . Па тьмы в свет, Ма^лч-Кала, ЮЗУ, Волны революции, М а а ч К а л а , 1930; Ж у р а в л и , Маач-1дала, 1035. Ч о л т ч ш н и ы * Ыахач-Нала» 193а. Н а р у с е к . я з . . Ж у р а е л и , и е р . II. Слащщской» в с б . «Поэты Советского Дагестана». М.—Ипт tiro реи, 1936. II. Э ф ф е н д п К а п н е в , Основные этапы раз* витня советских литератур Дагестана, * Дагестанская правда». 1Э34, .Тй 106; Е г о я к е , Дагестанская анто л о г и я . М-, ГГГХЛ, 1934. СУМАРОКОВ Александр Петрович 11718— 1777]—видный писатель X V I I I B . Р . в дворян ской семье. Обучался дома, продолжал обра рию г р . Мнниха, затем адъютантом у г р . А. Г . Разумовского. Напечатанная в 1747 и сыгранная кадетами сперва в корпусе, затем при дворе [1749] его первая трагедия «Хоров* создала ему известность. Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф. Г. Волкова; а когда в 1756 учрежден был постоянный театр, С. был назначен его дирек тором и долго был главным поставщиком ре пертуара. З а «Хоревом» следовало восемь трагедий: «Гамлет* [1748], *Синав и Трувор» [1751], «Артистонав [1751], «Семира» (пред став.!, в 1751. напеч. в 1768) (*венец бессмер тия Сумарокова», по отзыву актера Дмитрев ского), *Ярополки Димиза*(представл,в 1758 напеч. в 1763), вВышеелав» [1768], «Димитрий Смозвонец* [1771], «Мстислав» [17-4],—12 ко медии [между 1750—1772]: *Тресотиниус* «Чудовища*, «Приданое обманом», •Опекун», *Л;:хопмец». «Три брата совместникп». вЯдовптып», ьНарцисс*, «Рогоносец по воображе нию*. «Пустая ссора». «Вздортина> и *Мать совместннца дочери*; три оперных либретто [чЦефал и Прокрпс>—музыка Арапн, 1755} и одна драма. Параллельно С , работавший чрезвычайно быстро (комедия «Гресотнниус*, по его указанию, «зачата 12 генваря 1750, окончена генваря 13-го 1750*), развивал широ кую деятельность и в других областях лит-ры. В 1755—1758 он был активным сотрудником академического журнала Ежемесячные сочи нения», в 1759 издавал собственный саткрнъ т