
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
СТУККЕНБЕРГ [95-96] СТЯЖЕНИЕ тариата, С. не воссоздает подлинной картины революционного движения в Польше. По топ же причине в этих произведениях нот под линной веры в торжество революции. Но если в первый период своего творчества С. все же дает реалистические картинки рево люционного быта, то гораздо хуже обстоит с произведениями С., относящимися к периоду «независимой» Польши. Важнейшее из них— «Поколение Марка Свиды* (Pokolenie Marka Swidy, 1925), В этом романе С. пытался дать широкое полотно, изображающее «возрож денную» Польшу, воспевал польский патрио тизм, проявившийся якобы в польско-совет ской войне. Ни слова не сказал С. о зарубеж ном империализме, бросившем свои силы па помощь Польше в страхе перед красной угро зой, ни слова о внутреннем фронте передовых рабочих. Описание войны уснащено махровоконтрреволюционными рассказами о больше¬ виках. Еще более злобный пасквиль на рево люцию в России представляет «Могила неиз вестного солдата» (Mogila nieznanego zolnierza, 1927). При всем этом оба романа проник нуты мистикой. Эти романы С,—несомненно реакционные произведения, пропитанные шо винистическим национализмом, хотя автор, рисуя первые годы польской «независимости*, не мог скрыть морального разложения всех властителей Польши, прикрывавшихся гром кими фразами об освобожденной родине. Оппо зиционные настроения С. сказались и в его романе «Судьба кассира Спеванкевнча» (Fortuna kasjera Spiewankiewiecza, 1928), правда, проникнутом той ж е мистикой, но обнажаю щем спекуляцию и коррупцию, характерную не только для финансового и правящего мира «независимой» Польши. Чрезвычайное усиление реакции в Польше заставили С. в последние годы примкнуть к прогрессивной группе польских писателей. В 1935 он подписал манифест левых пи сателей, призывавших создать единый фронт писателей для борьбы с реакцией и защиты культуры. На съезд польских писателей в за щиту культуры, состоявшийся в 1936 во Льво ве, С. не мог приехать, но прислал письмо с выражением пожеланий успешной работы съезду и был избран в почетный президиум его. Позиция С. весьма показательна в том отношении, что ярко свидетельствует, какие широкие круги польской интеллигенции за хватила волна протеста против буржуазнопомещичьей диктатуры. Библиография: I. Piarna, 20 vis, WarszaTCa—Кгаk6w, 1931. Н а р у с с н. па, п е р е в е д е н ы : Д е н ь г и . П е р . Е . Гонваго, П о д ред. Н , О. Л е р н е р а , Г н з , М . — П . , 1923; Игтория одной бомбы. Поьесть m ншэни революционной Польши. П е р . К. Троповского. И з д . «Прибой*, Л . , 1924; Л ю д и подиольч. Со", рассказан из ж и з н и революционной Полыни. П е р . Е . Тролонсного, и з д . яПрцПо(Ь, Л , , 1924; И з воспоминаний старика сочувствующего. П е р . Б . п Л . Леонтьевых, изд. •Сеятель», Л , , 1925; Поколение Марна Свиды. Повесть. П е р . Л . Т . П о л н н с н о й , Г и з , М . — Л . , 1926; Капитан Л о з о в с к и й , Повесть. С о к р а т , пер. Л , Полллсной и К . ЭрОерга, Г и ч , Л . , 1928; Миллион кассира Спеванлепича. П е р . Е. Троповгного, кпд. «Прибой», Л , , 1929; «Домоп», р а с с к а з , п е р . Леонтьевых, Д . , 1920, • С е п т е л ы ; Нелегальные. П е р . Е . Троп о некого, Л . , 1926. М. Ж . филологию в Копенгагенском ун-те, В своих ранних произведениях, относящихся к концу 80-х гг. [Собрание стихов (Digie, 1880), роман «I Gennombrudb (На рубеже, 1883) и ^Mesaias* (1889)1, С. стоял на позициях позитивизма, но уже в большой драматической поэме «Don vilde Jaegers (Дикий охотник, 1304) и диалогах «Rотerske всепег» [1805] он реши тельно порвал с реальной действительностью и ушел в мистику и метафизику средневе ковья. Полная разочарованность в окружаю щей действительности толкала С. еще дальше по пути романтической мечты, и с каждым но вым произведением С. все больше погружался в область неясных ощущений и мистических предчувствий. Это роднит его с М е т е р л и н к о м (см.), В романе *Valravn» (Ворон, 1806) любовь трактуется как проклятье жизни. В 1898 появился ^Hjemfalden» (Раб семьи), ро ман в форме дневника человека, осужденного за ряд преступлений, совершенных им ради семьи, в 1800—роман *Asmodous», в к-ром С. старается раскрыть настроения и чувства бродяг больших дорог. Оба романа проник нуты глубоким пессимизмом, к-рый не остав ляет С и в последних его работах: сборник стихов eFlyvnde Sommer» (1898) и «Snc> (Снег, 1901). Библиография.: 1910. 1. Samlede Yaerjrer, Kobenhavn, II. R l m e s t a d C , Fra Stuckcobem til Seedorf, KobeiUinvn, 1 9 2 2 — 1 9 2 3 ; L a 3 a e n С. С , V . Stu ckenberg, K B benhavn, 1923, «STURM UNO DRANG*—см. «Немецкая ли* тература*, стр. 760—706. СТЫК—звуковой повтор, расположенный в конце одной речевой единицы (стиха, строфы) и в начале следующей и связующий пх так. обр. по схеме: а 4- в||в + с. С. может быть чисто звуковым (*л знаю, нежного П а р н и || П е р о н е в моде в наши дни», П у ш к и и), словесным (Вокзал сказал ему: « Х о р о ш о * || « Х о р о ш о » , прошумел ему па* ровоз, Т и х о н о в ) , состоящим из группы слов; О весна б е е к о н ц а и 0 е а к р а ю , Б е з конца и б е з к р а ю мечта... (Б л о к) и т. д. В сущности С. представляет собой сое динение э п и ф о р ы (см.) с а н а ф о р о й (см.), т. е, фигуру обратную по Своему строе нию к о л ь ц у (см.) (эпаналепсису). В антич ной стилистике эта фигура не получает спе циального наименований, но стилистики но вого времени уделяют ей много внимания (франц. recommencement, немецк. Wortaufnalime) и т. п. С. является одним из типичных способов связи строф в народной песне, в эпосе и близких жанрах. См. «Повтор s звуковой*. R s. m Вигго [Viggo Stuckenberg, 1863—19051—датский писатель. Выходец из интеллигентской буржуазной семьи, изучал СТУККЕНБЕРГ СТЯЖЕНИЕ—лингвистический термин, обоз начающий произнесение двух слоговых глас ных в один слог. Так. обр. понятие С. охва тывает р я д явлений, отчасти получивших особые наименования в восточной и античной метрике, как: 1) пропуск первой из двух глас ных, из к-рых одной заканчивается, а другой начинается два смежных слова (в античной терминологии—с и и е р е з а или э л п з и я ) ; 2) слитное пронзносение как дифтонга двух;