
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РЕТОРИКА екание выгодной точки зрения и опорного пункта, «статуса д л я аргументации»; б) нахоисление доказательства и аргументации при помощи диалектики, к-рой древние называли пауку вести спор при помощи логич. дово дов, достигшее у софистов особой изощрен ности; в) использование «обидах мест*—фор мально логических «источников» «распростра нения» аргументации: обобщений и разделе ний вида и рода, сравнений, контрастов и пр.; г) применение средств эмоционального воз действия в соответствии с тем какой эффект желателен: энтузиазм или ненависть, страх или надежда и п р . ; д) характер нравственного облика оратора, гарантирующий доверие к словам. 2. Р а с п р е д е л е н и е материала речи—ораторский порядок, основанный не на логической и л и исторической последова тельности, а н а психологической действен ности; общая композиционная схема речи; а ) вступление (разных видов); 6} повествова ние, имеющее целью выгодный подбор и раз мещение фактов, в) рассуждение—обоснова ние своих положений и опровержение про тивных, г) заключение—подведение итогов, агитационный призыв. 3. И з л о ж е н и е , или с т и л ь речи, забота о к-ром «необходи ма вследствие нравственной испорченности слушателей»: а) стилевые особенности судеб ной, общеполитической, торжественной речи; б) разделение стилей н а «простой», «умерен ный» и «возвышенный» в зависимости от ис пользования «украшений»; в) строение перио д а ; г) «тропы» (метафора, метонимия, пери фраз и пр.), «фигуры мыслей» (антитеза, гра д а ц и я , коррекция и пр.) и «словесные фигуры» {риторический вопрос, анафора и пр.). Кроме указанных трех частей в Р . включались во просы изучения слушателей (у Аристотеля) и вопросы запоминания речи и произнесения (голос, жесты и пр.). По мере разврггия прозы исторической, фи лософской и художественной Р . становилась теорией ^красноречия» вообще: проза неора торская складывалась под влиянием оратор ской речи и реторических принципов. С па дением античной демократии реторика утра тила прямой тактико-политический харак тер. Августин [IV в.] теологизировал антич ную реторику, и впоследствии она стала ча стью средневековой схоластики—догматиче ской теорией «сочинения»: учением о « х р и я х ^ «тропах» и «фигурах>. В несколько модерни зированном «облегченном» виде она перешла в дворянско-буржуазную школу н а правах «теории словесности*, преимущественно «про зы». С другой стороны, буржуазия возродила Р . к а к ораторскую теорию в соответствии с нуждами классовой борьбы сперва с феодала ми, а затем с пролетариатом [классический об разец—^Parliamentary logic* (Парламентская логика, 1808) В . Г_ Гамильтона]. Философ ское обоснование дал ей Гегель: в «Эстети ке» он, исходя из принципов античной Р . , оп ределил реторическое слово к а к практическое средство ^убеждения» в целях «достижения интереса» в отличие от речи «поэтической», выражающей «дух, свободно созерцающий свою сущность». Реторическое слово служит не «истине», а «выгоде», отражая накипь «на т РЕУФ личного бытпя». Т а к . обр. Гегель санкциони ровал разделение речи к а к выражения по длинной действительности (адуха») и речи реторической—с установкой ша слушателя, на убеждение и «достижение интереса» (аги тация). Вся буржуазная наука приняла геге левскую трактовку реторического слова за основу (вплоть до наших дней), т. к . эта трак товка соответствует буржуазной практике: идеологическая обработка масс, необходимая для «достижения интереса», требует не исти ны, а «правдоподобия» к а к формы политиче ского обмана. Р . фетишизирует слово, наде л я я его собственным, в конечном счете мисти ческим содержанием и имманентной «силой». Пролетариат не нуждается в средствах обма на, не «изобретает» истин и не фетишизирует форм выражения. «Нет ничего противнее духу марксизма, как фраза» ( Л е н и и). Об оратор ском искусстве пролетариата-—см. «Речь ора торская», БиблиограаЪля: П я а. т о П, т-Федр», «Горгий* [pvcекни перев. В . Н . Карпова в оСочинениях Плато на», чч, 2—4, над. г, СОБ 1863); А р и с т о т е л ь , Риторика, СПБ, 1894; К в н и т и л и а в , Двенадцать книг риторических наставлений, перев. с латвиек А. Никольский, 2 чч,, СПБ, 1834; То нге, перев. 10-й книги В, А. Алексеева, СПБ, 18SS: С i с е г о, De Oratcге впервые и э д . в Subiaco, 1465, комментир. изд F , Ellendt, Konigsberg, 1840; G. SoroE, 3 Aufl., Berlin, 1375; A . S. Wllkins, Oxford, 1892, И Др.; В г О Ht e. Ora tor, впервые и з д . в Венеции в 1492, комментир. изд О. Jabn—W. Kroll, Berlin, 1913, и д р . ; Е г о ж и, Brutus, впервые напечатано в 1475; позднейшие над Н . Meyer, Halle, 1838,Th. Stangl, Lpz., 1886, переиздано в 1920, Martha, P., 1907, и д р . ; T a c i t u s , DLalogusde oratoribus, hrag. т . A.. Gudeman, 2 Aufl., Lpz,, 1914; A u g u a t l n u a A , , De doctnna Christiana, Bonn, 1930; Bnetorea graeci, ex recognition L . Зрепде!, 3 Bde, Lpz., 1853—185в; с 1894 выходит 2 ИЗД., ПОД ред. Н . Rabe и других, пока вышли тома I, П , V , VI, X , XI, XIII—XV, последний том вышел в 1931; W а 1 г, Rhetores graeci, 9 Bde, Stuttgart, 1832—1836; H a l m С , Rhetores latinl minorefl, Lpz., 1864; N о г d e и E „ Die antlke Kunstprosa, 4 Bde, Lpz., 1915—1923; G o m p e r t H . , Sophistifc und Rhetorik, Lpz., 1912; C h a i g n e t A . E . , L a rUetoricue et son histoire. P., 1888; V o I k m a n n R . , Die Rhetorifc der Grlechen u. Romer, 2 Aufl,, L p z . 1886; В Г П e в t 1 J , A . , Inltia rhetorLca, Lpz., 1750—1783; S c n o t t H . A . , Die Theone derBeredsamkeit, Lpz., 1828—1849; B l a i r H,,Lectures on Rhetoric and belles-lettres, 3 vv., Dublin, 1783; Cam pb e 1 1 G., The Philosophy of Rhetoric, 2 w., L . , 1776; W h a t e 1 у R., ElementsolRhetoric,ed. 1,Gotha, 1327, ed. 10, N. Y . 1880 (есть нем. перев. «Grun