
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РЕАЛИЗМ [559-560] РЕАЛИЗМ комедии он обязан быть только смешным, то в плутовском романе он только жулик. Реализм возникает вместе с новым чувством собст венного достоинства в буржуазия, опрокиды вающим сословно-жанровую иерархию. Пер- бессословного «человека вообще*, т. е, кон кретного д в о р я и и н а + б у р ж у а против вельмож н героев, а также, и против «черни». Основная установка раннебуржуазного Р.—сочувствие среднему, житейски - конкретному человеку буржуазного общества вообще» его идеализа ция и утверждение его к а к смены аристокра тическим героям. В этом отношении наиболее ярким и «делающим эпоху» произведением этого периода является «Кларисса» Ричард сона [174G—1747]. Роман разыгрывается среди «средних», конкретно в бытовом отношении очерченных людей, но весь проникнут ге роизмом трагической борьбы аа буржуазную честь и буржуазный долг. «Кларисса» была подлинным знаменем восходящей буржуазии второй половины X V I 1 1 в. вплоть до яко бинцев Она же была любимой книгой моло дого Б а л ь з а к а . От позднейшего Р . ранний P . X V I I I в. отличается отсутствием историзма, отсутст вием подхода к данному обществу к а к исто рически обусловленному» отсутствием взгля да на своих героев к а к на т и п ы определен ного в р е м е н и . Он тесно связан с бур жуазным просветительством, к-рому борьба 9. Грютчпер Иллюстрация к комедии Шекс пира «Виндзорские кумушки* вьгл большой шаг в этом направлении делает Мольер в * Мизантропе». Б БУРЖУАЗНЫЙ РЕАЛИЗМ НА ЗАПАДЕ — Реалистический стиль складывается в X V I I I в прежде всего в сфере романа, к-рому сужде но было остаться ведущим жанром буржуаз ного Р . Между 1720—1760 происходит пер вый расцвет буржуазного реалистического ро мана (Дефо, Ричардсон, Филдинг и Смоллет в Англии, аббат Прево и Мариво—во Фран ции). Роман становится повествованием о конкретно очерченной современной, знакомой читателю жизни, насыщенным бытовыми по дробностями, с героями, являющимися ти пами современного общества. Принципиаль ную разницу между этим ранним буржуаз ным реализмом и «низшими жанрами* клас сицизма (включая плутовской роман) соста вляет то, что буржуазный реалист освобож дается от обязательного условного комиче ского (или «плутовского») подхода к средне му человеку, который становится в его руках равноправным человеком, способным на выс шие страсти» на которые классицизм (а в зна чительной степени и Ренессанс) считал способ ными только царей и вельмож Буржуазный «человек вообще» является потомком класси ческого «человека как он должен быть», но он «демократизировался» Правда, эта «демокра тизация;* очень относительная, вполне бур жуазная трудящийся (и даже мелкий бур жуа) остается вне пределов авторского со чувствия и появляется только как комическое лицо, к а к плут или как добродетельный и преданный слуга Герой—Нередко дворянин, но на этом этапе буржуазная идеология ут верждает не буржуа против дворянина, а Робинзон Крузо (из иллюстраций XVIII в ) против феодализма и феодально-поповской идеологии представляется не к а к новый исто рический этап в развитии человечества, а как введение «естественного состояния», правиль ного и разумного, независимо от времени-