
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РАСИМ [527—528] РАСИН acoen Literatur, T . r , B d I , Muncheii, 1 Ш , S. 156 п. (да на литература]. И. Т. Рапсодика относится у ж е к более поздней стадии развития эпоса, к эпохе больших поэм с более или менее закрепленным текстом; на более ранней ступени эпическая песня им провизировалась а э д о м , певцом, сопровож давшим свое пение бряцанием на лире- На рапсодической стадии исполнение уже отдели лось от творчества, хотя отдельные Р . могли быть одновременно и поэтами (Г е з и о д, см.). В историческую эпоху большие поэмы ис полнялись обычно на празднествах в форме состязания Р . Гомеровские поэмы рассчита ны у ж е на рапсодическое исполнение, хотя в самых поэмах, действие к-рых отнесено к далекому прошлому, упоминается лишь об аэдах. Р . , иногда объединенные в целые шко лы, сыграли, повидимому, значительную роль в деле собирания греческого эпоса на стадии его разложения. Древность представляла се бе Гомера рапсодом, а гомеровская критика (ем. «Гомер») приписывала Р . создание гоме ровских поэм, объединение отдельных малых песен в большой эпос. Библиография: S c h m i d W., Geschichte der griecttiРАСИМ Ахмед [1876—1933]—турецкий пи село, Николь и др.—развили в нем любовь и понимание античности. Завершив образова ние в парижском коллеже Гаркур, Р . был введен в парижский высший свет. Занявшись, писанием стихов, он получил награду в. 100 луидоров за оду на бракосочетание короляaNymphe de la Seiner (Сенская нимфа, 1660).. сатель. Р . в Стамбуле в мелкобуржуазной семье. Сейчас же по окончании школы—ин терната д л я сирот—занялся лит-ой деятель ностью. Писал много и в самых разнообраз ных областях. Р . известен к а к беллетрист» поэт, очеркист, детский писатель, перевод чик, лингвист, историк. Писал почти во всех газетах и журналах своего времени. Твор чество Раснма развертывалось в период борь бы и смены разных течений—^Тензимат», *Эдебият джедиген», «Феджры Ати» и д р . (см, «Турецкая литература*). Р. не примыкал ни к одной из существовавших тогда лит-ых школ. Идеолог городских мелкобуржуазных слоев, Р . писал гл. обр. мелкие реалистиче ские рассказы, окрашенные юмором. Основ ное внимание в этих рассказах Р . уделял бы товым картинам старого Стамбула. Главные произведения его собраны в сборники: яУмр Эдеби» {Литературная жизнь, 4 тт.), «ЭшкалЗаман> (Картины времени), «Мухарир, Шаир, Эдиб» (Писатель, поэт, литератор) и д р . Р . писал простым, понятным д л я широких масс языком. Р.—один из самых популярных «на родных» писателей. Р . долго работал с знаме нитым турецким публицистом Махмуд Садыком. Близок к Р . по реалистическим тен денциям своего творчества, юмористически окрашенного, Рахми Гуссейн (ем.). Помимо рассказов наибольшее значение из написан ного Р . имеет его грамматика турецкого язы ка, являющаяся одной из лучших, и 4-томник «Османская история». Библиография: IL И с и а И Л X а б и б, История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925; И с w а и л X л н и е т, История турецкой литературы, т. I, ч. 2, Бану, 1925. Дою. Акрем РАСИН Ж а н [Jean Racine, 1639—1699]—зна менитый французский трагический поэтклассик. Происходил из одворянившейся про винциальной буржуазно-чиновничьей семьи, Р . в Ферте-Мнлоне (Шампань). Получил пре восходное образование в янсенистской шко ле Пор-Рояля, гдеего учителя—эллинист Лан- Тогда ж е Р . сочинил свои первые драматиче ские опыты (sAmaaie^, «Les amours d&Ovide*), не дошедшие до нас. Испуганные общением Р , с отлученными от церкви актерами, благоче стивые родственники отправили его в Лан гедок к дяде, викарию Сконену [1661], Н е расчеты сделать из Р . духовное лицо не оправ дались; он сочетал занятия богословием с изу чением Гомера, Пиндара, Вергилия и Петрар ки, не оставляя н сочинение светских стиш ков. В 1663 Р . вернулся в Париж, где вел рас сеянный образ жизни в обществе Лафонтена, Мольера и Буало, к-рый стал у ж е тогда его лучшим другом. Блестящие оды {«Sur la conva lescence du rol*, 1663, «La renommee aux muses», 1664) открыли Расину доступ ко дво р у . Еще больше укрепили его репутацию в придворных сферах трагедии аЕа Thebalde» (Фиваида, 1664), написанная под влиянием Корнеля и Ротру, и особенно ^Alexandre le Grantb (Александр Великий, 1665), в кото рой молодой Людовик X I V узнал себя в об разе великодушного и галантного македон ского царя. Работа в театре явилась причиной оконча тельного разрыва Р . с янсенистами, которые подобно английским пуританам аскетически отрицали театр и устами своего вождя Н и к е л я называли драматургов «публичными отра вителями не тел, но душ верных христиан». Приняв на свой счет выпад Ыиколя, Расин, написал в ответ два ядовитых письма против янсенистов [1666], выдержанных в манере