
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РАПП i [521—522] РАПП РАПП. 18 июня 1925 принята резолюция Ц К ВКЩб) о художественной дит-ре, определив шая литературно-политическую линию. Резо люция обеспечивала рост всей советской ли тературы и определяла задачи пролетарской лит-ой организации. Подчеркнув руководя щую роль пролетариата в лит-ре, резолюция поставила перед организацией пролетписателей задачу «заработать себе историческое пра во на эту гегемонию». Резолюция осудила ликвидаторские позиции Троцкого—Воронского в вопросах пролетлитературы и в то же время ударила по сектантским, комчванским настроениям, выражавшимся в пренебреже нии и огульном недоверии к попутническим кадрам. Вскоре после опубликования резо люции произошел раскол руководства Р А П П . Так н а з . «левые» рапповцы (Лелевич, Родов, Безыменский) оспаривали принципы органи зации РАПП и отказались от сотрудниче ства с писателями-попутчиками. Линия «ле вых» иапостовцев была осуждена. Осенью 1928 был созван I съезд пролетарских писателей. На нем положено начало Всесоюзному объе динению А П П . После съезда организация зна чительно выросла. Позднее Р А П П еще более окрепла. Н а мно гих предприятиях были, организованы лите ратурные к р у ж к и . Совместно с ВЦСПС в 1930 проведен был призыв ударников производства в лит-ру. В результате активного участия РАПП в дискуссии с Переверзевым, Лнтфронтом в Р А П П вступили новые кадры литера туроведов. Б ы л а произведена реорганизация периодики: «На литературном постук был пре вращен в ж у р н а л массовый, теоретич.же орга ном стал новый ж у р н а л «РАПП», вскоре по лучивший другое название—•«Пролетарская литература». Р А П П проводила творческую дискуссию, но допустила в развертывании ее методы администрирования и окрика. В 1932 в результате постановления Ц К ВКП(б) от 23/IV 1932 «произошла ликвидация Р А П П , был образован организационный комитет по созданию единого союза советских писателей. В руководстве Р А Ц Д принимали участие: Фурманов (был секретарем, организатором МАПП), Авербах, Кирглон, Либединский, Фа деев, Ермилов, Ставский, Панферов и д р . пролетарские писатели и критики. Складывавшаяся к а к органи зация пролетарских писателей, Р А П П , от ражая развитие борьбы партии с троцкиз мом, по линии литературно-политической прежде всего столкнулась с ликвидаторской теорией Троцкого-Воро некого, открыто отри цавших возможность „создания пролетарской культуры и литературы. Основным момен том литературно-политической позицииРАПП явилась борьба за руководящую роль проле тариата на фронте идеологическом, литера турно-творческом. Одной из важнейших своих задач Р А П П выдвигала завоевание гегемо нии пролетарской литературы. Связывая воп росы литературно-творческого порядка с об щими вопросами культурной революции в отличив от узости пролеткультовского дви жения (ем. ъЛролеткулът*), РАПП тем не менее вносила извращение в ленинские прин ЛИТЕРАТУРНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ линия Р А П П И ТВОРЧЕСКАЯ ципы культурной революции. Так, Л. Авер бах разделял и даже резко противопостав л я л пролетарскую культуру и культуру со циалистическую, говоря о них к а к о явле ниях, исторически сменяющих одно другое. Тем самым он игнорировал качественную осо бенность пролетарской культуры, ее социали стическое содерлсание, органически ей прису щее. Р А П П правильно ставила вопрос об уча стии широких масс трудящихся в развитии культурной революции, но и в этом вопросе были допущены перегибы. Так, объявив при зыв ударников в лит-ру, руководство РАПП испытало «головокружение от успехов» и вы кинуло лозунг—«ударник стал центральной фигурой литературного движения». К а к передовая руководящая организация на лит-ом фронте РАПП должна была опре делить свое отношение к ряду других писа тельских групп н творческих направлений. Уже в первых вариантах платформы органи зации (конференция МАПП) дается указание, что лишь пролетарские художники способны дать правильное марксистское освещение Я-ЕИЗни, в то время к а к лит-ра буржуазии дает клеветническое, глубоко враждебное современ ности изображение ее н потому этой лит-ре должна быть объявлена война; писатели ж е мелкой буржуазии отражают действитель ность в кривом зеркале, «с ними возможно известное сотрудничество, использование их только к а к вспомогательного отряда». Это было формулировано в самом начале восста новительного периода, когда наряду с сози дательной деятельностью пролетариата на мечался некоторый рост нэпманской буржу азии, вызвавший в свою очередь активизацию ново буржуазной идеологии. Настороженное отношение Р А П П к писате лям мелкобуржуазной интеллигенции в ту пору оправдывалось наличием значительных колебаний в среде этих писателей. Задача состояла в том, чтобы активнее содействовать их перевоспитанию. Партия постоянно ука зывала на необходимость гибкого, бережного и вместе с тем принципиально-четкого отно шения к так н а з . писателям-попутчикам. К воспитательной работе РАПП подошла в ре зультате указаний партии (резолюция 1925), осудив сектантские настроения «левых» рапповцев. Улавливая антипролетарские тенден ции в лит-ре, РАПП сигнализировала об и х опасности и сосредоточивала на них внимание писательской общественности (критика Пиль н я к а , Замятина писателей «Перевала», кон структивистов). Одновременно в ряды Р А П П шел приток сил писателей - интеллигентов (Маяковский, Багрицкий, Луговской, всту пившие в РАПП в 1930). Несмотря на самоуве ренный задорный тон рапповской критики, на деле эта критика не смогла раскрыть под линную сущность творчества писателя. П о литическое осмысление произведений дела лось схематически, сводилось к «разоблаче нию» и даже к заушению и административно му груб ому окрику, без учета происходившего поворота интеллигенции в сторону советской власти. В рапповской критике преобладаю щее значение приобрели советы попутчикам «усвоить пролетарское мировоззрение», «изуа