
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПУШКИН [433 434] ПУШКИН бедные», «Скупок рыцарь»), ранний Ренес санс («Пир во время чумы») входят в круг его творческого внимания так ж е свободно, к а к и различные периоды дворянского абсо лютизма X V I I , X V I I I и X I X вв. П . интере суют не только все периоды истории челове чества, но и различные грани географической расчлененности мира. В его произведениях находят себе изображение Италия («Анджело»), Испания («Каменный гость»), Германия («Сцена из Фауста», «Моцарт и Сальери»), Франция («Дран Петра Великого», «Аидре Шенье»), славянские страны («Песни запад ных славян»), Вюток («Подражания Кора ну») и т. д. Зарубежные страны представле ны у Пушкина с такой широтой, с какой нх не нарисовал до наших дней ни один другой русский писатель. С еще большим разнообра зием воссозданы им явления русской истории, начиная от легендарной эпохи первых рус ских князей («Руслан и Людмила», «Вещий Олег», отрывки из ненаписанной поэмы «Ва дим»), «Смутного времени» («Борис Годунов»), царствования Петра I («Полтава», «Арап Петра Великого»), пугачевщины («Капитандочка») и кончая его современностью. Обратимся ли мы к народам, населявшим Российскую империю (П. зарисовал среди них крымских татар и черкесов, цыган и яицких казаков), заинтересуемся ли мы ее клесеами и сословиями (в творчестве П , изо бражено боярство X V I I в. и молодое дворян ство — придворно-аристократическая среда, различные группы помещичьего класса, на конец—ремесленники, мелкие чиновники и крестьянство)— всюду мы найдем у Пуш кина такую степень широты отражения дей ствительности, которая не находит себе ни каких сколько-нибудь приблизительных ана логий в русской литературе и которая ставит его на одно из первых мест мировой литературы. З а личностями мы постоянно видим у П . социальные группы. В «Борисе Годунове», «Капитанской дочке», «Дубровском» очерче ны не только личные столкновения, но и со циальные, политические антагонизмы. Самая личность всегда дается П . в ее классовой среде» в исторических («Родословная моего героя») и бытовых («Граф Нулин») связях. П .—детерминист, в его произведениях отра жены объективные исторические процессы. «Капитанская дочка» дает нам исключительно богатые возможности для характеристики от ношения дворянского обществаконца X V I I I в. и 30-х гг. X I X в. к пугачевщине, в «Евгении Онегине» с еще большей полнотой раскрывает ся бытие и психика различных групп дворян ского общества 20-х гг. Каждым из своих об разов П . стремится запечатлеть типические процессы действительности. В «Кавказском пленнике» он, по его собственному признанию, «хотел изобразить равнодушие к жизнн и ее наслаждениям, преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи X I X в.», в «Евгении Оне гине»—пресыщение одной части дворянской молодежи жизнью, игру ее в разочаровандость, романтическую восторженность другой ее части, цельность и силу тех, кто близок к почве, кого не испортил «свет», и т. д. Изо бражения П . типологичны: современная ему критика с полным правом могла утверждать, что Онегиных можно встретить на улицах Петербурга дюжинами (Булгарин), что это «знакомый человек, внутреннюю жизнь к-рого многие чувствовали, но без помощи Пушки на не могли объяснить» ( П о л е в о й ) , что «в этом портрете представлен целый класс людей» ( И в . К и р е е в с к и й ) . Столетнее бытование произведений П . закрепило эту нх типологичность—образы Онегина, Лен ского, Татьяны, Ольги, станционного смотри теля, Савельича создали себе потомство, сдела лись признанными типами русской лит-ры. Сформировавшееся, сто лет тому назад мас терство П. сохраняет всю свою исключитель ную актуальность для литературы наших дней. Любая сторона этого мастерства, любая особенность пушкинского таланта может быть плодотворно освоена нами, может оказать значительную помощь современным писате лям, высоко поднять их поэтическую техни ку, их творческую культуру. Какую бы об ласть художественного мастерства мы ни взя ли, мы сумеем многое использовать у автора «Евгения Онегина» для успешного строитель ства советской социалистической лит-рьт. Посмотрим например, как разрешается в его произведениях проблема единого д е й с т в и я . Значение этой стороны писа тельского мастерства неоспоримо: без орга нического построения сюжета произведение теряет значительную долю своего эстетиче ского эффекта. В сюжеторазвертывании у П, нет ничего лишнего, что задерживало бы дей ствие, что отяжеляло бы его. Русло будущего сюжета намечается уже в эпиграфах, к-рые П . очень лгобил употреблять и подбором к-рых он внимательно занимался (эпиграф повести «Выстрел»—«Стрелялись мы»; «Капитанской дочкин—«Береги честь с молоду»; «Станцион ного смотрителя»—-«Коллежский регистра тор, почтовой станции диктатор» и пр.). Рас сказ обычно начинается введением читателя в суть дела: в резком разрыве с традицией «отменно длинных» романов X V I I I в . П . не терпел пространных экспозиций. Свой роман в стихах он начинает раздумьями героя и у ж е во второй строфе заявляет читателям: «Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа, без предисловий, сей ж е час, позвольте по знакомить вас». Лирические отступления от развития рассказа П . позволяет себе чрез вычайно охотно, но делает их он или в силу твердого художественного задания (биогра фические воспоминания или философские размышления автора в «Онегине») или в це л я х задержания действия и ааинтриговывания читателя («Домик в Коломне»). Сжатость и краткость типичны для композиционного искусства П.; во имя их он выбрасывает из «Бориса Годунова» целую сцену, из «Онегинаь—множество строф. Эта сжатость особенно ярко вырисовывается в «Медном всаднике», где все подчинено основной истории Евгения и где целый ряд упоминаемых персонажей (напр. его невеста) даже не введен в действие. Но своего предела единство и целеустремлен ность пушкинской сюжетики достигают в