
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПРОЗОПОПЕЯ [287—2SS] ПРОКОФЬЕВ правлений путем замены слов деловой и на волюционной практике крестьянина-бедняка, учной речи: а) а р х а и з м а м и (см.) и вообще постепенно преодолевающего ограниченность более о б щ и м и в ы р а ж е н и я м и , лишен своего мир о отношения- Первая книга П.— ными характерного оттенка профессиональной «Полдень» [1931]—книга о ладожской де или технической терминологии; б) п е р и ф ревне, деревне восстановительного периода; р а з а м и (см.). Так, Жуковский («Певец во начиная с «Улицы Красных зорь» (1933; стане русских воинов») вооружает генералов второй книги), поэт надолго перешел к теме IS 12 щитами, мечами, стрелами, тщательно из гражданской войны. Лишь в последнее время бегая упоминания о более современных ору он снова обратился к реконструирующейся д и я х боя к а к П . , свойственного лишь воен деревне- В своей работе над синтаксисом, сло ным реляциям. Здесь практика поэтическо варем, интонациями поэт широко опирается го языка вполне совпадает с теорией, осуж давшей современные военные термины как П. «Весьма было бы смешно в похвальном сло ве какому-нибудь полководцу вместо: „Ге рой! вселенная тебе д и в и т с я " , сказать: „ В а ше превосходительство, вселенная Вам удив ляется*^ (А. Ш и ш к о в ) . Борьба за введение П . в язык поэзии во многом совпадает с борьбой за введение «вуль гаризмов», как борьба за сближение языка тшсьменного сразговорпой речью. Т а к , в исто рии русского лит-ого языка за П., против перифрастического стиля выступает Пушкин, осмеивая вьтраженйя вроде: «Сия юная .пи томица Тачии и Мельпомены, щедро одарен н а я Аполлоном», и обосновывал допустимость П . : «Эта молодая актриса». С отказом от уче ния о высоком и низком стилях исчезает и понятие «П.». В литературном языке X I X — X X веков вопрос о П. ставится в ином плане — как вопрос о сближении поэзии с научно-техни ческой и публицистической прозой, т. е. о -сближении жанров письменной же речи. Здесь на народное творчество. В лирике Прокофьев •формы борьбы за П . тесно связаны с теорией п практикой различных направлений так паз. использует преимущественно песенно-приба• научной» и вообще урбанистической поэзии. уточную поэзию, в последних ж е своих сти Действительно наличие специфического от х а х он переходит к разработке былинно-эпи¬ ческого творчества. тенка в семантике научно-технических и т. п. •терминов заставляет выдвигать вопрос о вве Осваивая фольклор, П . далек однако от дении их в язык поэзии—вопрос, в разре стилизации и имитации. Поэт выражает чув шении к-рого до настоящего времени не суще ства и мысли, типичные д л я революцион ствует единства в теории различных поэтиче ного крестьянства. В первой ж е книге Про ских направлений и к-рый может разрешать- кофьева выражены чувства интернационализ •ся всякий р а з , лишь исходя из конкретной ма, преданности пролетарской революции, не поэтической практики. Так, введение в ли нависти к ее врагам, пафос борьбы. Но бок о рические пьесы Маяковского, Безыменского, бок с этими мотивами дана поэтизация стиСельвпнского, Асеева и многих других сов хийничества. ременных советских поэтов научно-техниче Переходя к теме гражданской войны, П. с к и х и т. п. терминов отнюдь не восприни расширяет запас своих изобразительных мается читателем к а к П. средств, удачно осваивает «балладный лад»; См. кЛвксгикая. к Сттимсшшй». Р. ш. поэтизация стихийной, неорганизованной не нависти к врагу, прославление молодецкой ПРОЗОПОПЕЯ—см. ъОлице<1№орепч&>~ ПРО КО ФЬ ЕВ Александр Андреевич[1900—]— удали и т. п. проходят через этот цикл сти современный поэт. Р . па Ладоге в семье кре хов Прокофьева. стьянина-рыбака. Окончил три класса учи В цикле стихотворений «Уральские парти тельской семинарии. С 1919 по 1930—в Крае заны» лирическая и патетическая приподня в о й ар:ши. В гражданскую войну дрался на тость, свойственные поэту, ослаблены. Уси Питерском фронте. Был в плену у Юденича и ливаются повествовательные интонации, ши «бежал. П е ^ т а е т с я с 19?7 в «Комсомольск ой ре используются фольклорные прибаутки, правде*- и «Юном пролетарии». Был членом присказки, частушки, даже заговор. В анти ЛАПП (группа яРезен»). поповских стихах удачно используются иро П.—талантливый, оригинальный поэт со нические интонации. После некоторых не временности. Он сочетает дарование лирика удач (например ^Перечень профессий*, «От «с умением дать эпическое изображение. В сво вет*) П . дает цикл лирических стихов, отли ем творчестве разрабатывает две основных д л я чающихся более широким кругозором и ос советской лит-ры темы—тему гражданской лаблением ладожской «этнографичности». На войны и тему перестройки деревенской жизни, ряду с превосходной политической лирикой я р к о выражая настроения поднявшегося к ре здесь значительную группу составляют сти-