
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [101—102] ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА обреченным на поражение, кончается целая полоса развития Польши в ее главной части—• российской Польше. Выдвигается на первое место новый класс—буржуазия, начинавшая свое развитие в специфических условиях,— после окончательного разгрома всех попыток с оружием в р у к а х отвоевать национальную независимость. Восстание 18@3 возглавляло польское дворянство, к-рое конечно не могло разрешить стержневого для Польши крестьян ского вопроса. Разгром восстания 1863, кресть я н с к а я реформа 1864, проведенная царским правительством в Царстве Польском с рас четом на усиление антиполъекой руссификаторской политики,—все это создало совер шенно новые условия социально-политическо го развития Польши, а также отразилось на развитии изменившей свой облик польской литературы. Романтизм к этому времени давно уже вы дохся в эмиграции, а еще раньше в самой Польше, в ее разных частях. Австрийская часть Польши благодаря специфическим усло виям Австрии и все усиливавшейся антирус ской политике последней в национальном отношении продолжала оставаться в самых благоприятных условиях. Автономия Гали ции давала полякам возможность относитель но свободного развития своей культуры. Од нако экономическая отсталость Галиции, ни щета крестьян и мелкой буржуазии, отсут ствие крупной промышленности, полное вла дычество помещиков, полное подчинение ав стрийской монархии кладут специфический отпечаток на лит-ру, создавшуюся в этой ча сти Польши. Католицизм, тупая мещанская ограниченность, резко консервативная шля хетская идеология, гл. обр. восхваляющая шляхетское прошлое, филистерская мелоч ность во всем укладе жизни, тупой бюро кратизм тяготеют над всей умственной и куль турной жизнью Галиции. Х о т я количество польских школ, научных учреждений и т . д . в Галиции довольно велико, гораздо больше, нежели в Царстве Польском, все ж е тупая обывательщина, полное отсутствие всякого размаха, всяких стимулов роста определяют убожество лит-ры в течение долгих лет. Долгае годы вклад Галиции в П . л . ничтожен во всех отношениях. И как раз в той части Польши, к-рая боль ше всего подвергалась национальному гнету (в Царстве Польском), происходит в 70— ?0-х гг. новый лит-ый под-ьем, отражающий я выражающий большие социально-экономи ческие сдвиги. Крестьянская реформа рас чистила путь для капиталистического разви тия страны. Укрепляется все больше и боль ше новый класс—буржуазия, растут города, промышленность, растет промышленный про летариат. Крупные помещики и аристокра тия, в общем и целом никогда полностью не примыкавшие к национально-освободитель ной борьбе против царизма, теперь, после раз грома восстания, делаются еще более лойяль№ но отношению к царской власти и стре мятся лишь обогатиться путем сделки с нею .я расширить свои поместья. Наступает новая &эпоха для П. л . , эпоха т а к н а з . о р г а н и ч е -Ской ш к о л ы , позитивизма, реализма. Ро- мантнзм чрезвычайно обогатил II, л . , глав ным образом поэзию. Но романтизм мельчал идеологически, по мере того к а к социально-по литическое и экономическое развитие Польши все больше отнимало у него почву. Новые классы начали жить новой жизнью и создали лит-ру, новую по содержанию и по форме. Политические и национальные мотивы у х о дят на задний п л а н . Выдвигаются вопросы повседневной жизни. Если в старом романтиз ме преобладала поэзия, то теперь выдвигаетг ся на первый план проза—повесть, роман. Б у р ж у а з и я и думать не хочет о старых по встанческих идеях. Восстание 1863 осуждает ся к а к своего рода героическое сумасбродство. Патриотизм принимает характер приспособ ления к действительности. Изменяется темати к а лит-ры. Она демократизируется. Героями романов и рассказов являются у ж е не борцыпатриоты, почти исключительно дворяне, с оружием в руках сражающиеся за независи мость, а крестьяне, ремесленники, кугхцы, ин женеры, буржуазные дельцы. Лит-ра делает ся более городской. Но даже в период окреп шей буржуазии в лит-ре часто встречаются остатки неизжитой шляхетчины, полуфеодаль ной идеологии, наряду с новыми, буржуаз ными взглядами. Положительная сторона позитивистского течения выразилась в борь бе з а науку, против мракобесия, за демо кратизацию культуры, з а внимательное, доб росовестное изучение окружающего мира и общества. Позитивизм—отъявленный враг ро мантического фантазерства, преклонения пе ред чувством, порывом, мистикой—смыкается тут с просветительством. Но в то же время позитивисты, к а к и польские просветители конца X V I I I в е к а , закрывали глаза на неслы ханный политический гнет, стремились огра ничиться лишь культурнической програм мой. Польский позитивистский реализм, отказываясь от национально-освооодительной борьбы, выдвигал на первый план «трез вое мышление», кропотливое исследование всех мелочей обыденной жизни. Он отрицал огульно романтизм—даже его положитель ные стороны. «Никакой политики, политика нас погубила, давайте мирно культурничатьз— таковы лозунги польского позитивизма. Отрыв культурничества от национальнополитической борьбы обозначал в условиях царизма примирение с политикой царского самодержавия. З а безоговорочное приспособ ление к царскому релшму были руководящие круги польской буржуазии и дворянства, к-рые тем самым пытались создать идеологи ческий фронт против всякой попытки борьбы с царизмом. Иначе говоря, польский позити визм я в л я л с я попыткой идейного вооружения буржуазии против растущего революционного. пролетариата. Главной руководящей идеей позитивизма явилось мирное сотрудничество <<всех поляков^ в деле хозяйственного строи тельства Польши. Обострение классовых протпворечий позитивистами старательно замал чивалось, и это понятно почему: бурное раз витие капитализма, обрекавшее крестьян на нищету и толкавшее их в ряды резервной армии пролетариата, одновременно создавало возможность чрезвычайно быстрого обогаще-