
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [99—100] ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА феодализмом; австрийское правительство хо т я и жестоко расправлялось с патриотическим движением, однако все больше нуждалось в поддержке польской шляхты. Если некоторые галицийско-польские пи сатели, как У ейский, скорбят, то одновре менно у других замечаются беззаботность, о бывате л ь ски-гнл яхетское д овол ьств о жизнью, Отсюда такое явление, как польская ко медия одаренного А л е к с а н д р а Ф р е д р о [1793—1876], отличающаяся блестящим юмором, прекрасным стихом, по нынешний день не сходящая со сцепы. Юмор комедий Фредро— не ewes сквозь слезы великих юмористов. Он не затрагивает ни одной вол нующей социальной пробл емы.Юмор Фредро— это беззаботньш смех сытого и довольного жизнью аристократа. Недаром поэт Рощин ский (ем.) резко выступал против Фредро за его антинациональное творчество: когда Польша в главной своей части, в Царстве Польском, обливалась кровью, Фредро соз давал свои беззаботные стихи в своей «спокой ной» Галиции. Та ж е беззаботность звучит в творчестве В и н ц е н т и я П о л я [1807—1872], реак ционного апологета шляхетства, который с умилением и восторгом вспоминает о тех «добрых* временах, когда отеп бил нагайкой взрослого сына sa недостаточную почтитель ность к родителям. Особняком стоит талантливый, мало изве стный, почти забытый Р и ш а р д Б е р В Е Н С К И Й ?1819—1879]. Это единственный радикал-демократ среди поэтов той эпохи и пожалуй единственный в Польше поэт, открыто выступивший в тот период против религии, страстный противник крепостного права, за свою революционную деятельность в период 1848 поплатившийся двумя года ми Мозбитекой тюрьмы. Бервинский (как и в свое время Словацкий) ответил Краеинскому на мистически-христианскую проповедь классовой любви резким, прекрасным по фор ме стихотворением. Среди лириков этой эпо хи выделяются Т е о ф п л ь Л е н а р т о в и ч [1822—1893, см} и В л а д и с л а в С ы р о к о м л я [псевдоним Д ю д в и к а К о н д р а т о в и ч а , —13вЗ, ем.)* Стихотворения Ленартовича воспевают природу и быт польской дере вни. Они отличаются простотой формы и изя ществом Владислав Сырокомля (Людвик Кон дратович) создал поэтический жанр непри нужденной поетпчеекой беседы-рассказа. Он резко выступил против внленской шляхты, которая отвергла правительственный проект раскрепощения крестьян. Выдающ;уася поэтом в Царстве Польском в эпоху после 1S3Q—1831 является Л е о к а р д С о з н п с к и й [1831—1887]. Главное его сочинение «Из жизнжэ—это попытка соцзально-философского анализа задач поль ского народа. Е м у принадлежит перевод на польский язык ^Гайдамаков** Шевченко. Наряду с поэзией развиваются постепенно роман и комедия. Вьншигаются такие писате ли, как И о с и ф К о р ж е я е н с к и й [1797—1863], сыгравший большую роль в развитии польского романа, и в особенности Иосиф Игнатий К р а ш е в с к н й э т о {1812—1887, см.]. Большое образование, реа лизм в передаче быта, демократические идеи, симпатии к крестьянству—все это дает К р а шевскому почетное место в развитии польской культуры и в развитии реалистического твор чества Всестороннее творчество Краптевского, изумительное по размерам, по добросовестной кропотливой работе и громадной эрудиции, страдает в художественном отношении круп ными недостатками.Талантливым романистом, изображающим г л . обр. старый шляхетский быт, является С н г и з м у н д К а ч к о в с к и и [1826—1S96], Следует также отметить цини ческого апологета аристократии, ярого реак ционера, продажного царского агента Г е н р н к а Р ж е в у с к о г о [1791—1866], автора многих исторических романов. Умственные горизонты этой эпохи хотя по степенно и расширяются, но все-таки оста ются еще очень ограниченными. Не преодо лены пережитки шляхетского феодализма в сознании шляхты и реакционное влияние католической церкви. Современные философг ские идеи усваиваются руководящими круга ми Польши в минимальной мере. Невежество так наз, образованных классов было пора жающим. Царское правительство сделало ко нечно все возможное, чтобы воспрепятствовать распространению просвещения в Польше. Лишь в немецкой части Польши было заметно влияние германской культуры. Здесь фило софия Гегеля нашла своеобразных сторон ников и истолкователей: Т р е н т о в с к и Й [1808—1869], Л и б е л ь т [1807—1875], Ц е ш к о в с к и Й [1814—1894], Г о л у х о в е к и й и П е т р К р е м е р [1806—1875], Все они так или иначе подвергаются влия нию немецкой классической философии, раз вивают главным образом религиозно-идеа листические элементы немецкого идеализма, а не диалектику. Характерно, что упомя нутые писатели не имели большого влия ния, и католическая философия десятки лет господствовала в польских университе- • тах Галиции. К а ж д а я из трех частей Польши постепенна начинала самостоятельно развиваться в за висимости от своих специфических условии Соответственно с иими развивалась и лит-ра Ужаспый гнет царского режима в русской части Польши, неразрешенный крестьянский вопрос, заторможенное экономическое разви тие Царства Польского—все это влияло соот ветствующим образом на лит-ру. Но именно Царство Польское явилось очагом действи тельного национально-освободительного дви жения. Здесь развивались демократические идеи, отвергалось романтическое оправдание прошлого, намечались пути реальной буржуа зной политики. Демократия создала себе центр в лице «демократического общества*, резко восстававшего против помещиков, при зывавшего к действию п освобождению кре стьян. Все время, вплоть до восстания 1863, появляются тайные революционные натрио* тические организации, создаются заговоры, кончавшиеся обычно трагической гибелью ш участников. г J ЛИТЕРА ТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИВЫ XlJC fl-- Восставием 1863, заранее в данных условия*