
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [75 -76] ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА тей коренным образом изменило положенно польских городов. Из относительно богатых транзитных городов они превращаются в сла бые городские центры большой земледель ческой страны. Они были отданы на милость шляхты, которая, оная о событиях западно европейских крестьянских войн, видела в го родах опасные опорные пункты д л я кресть янских бунтов. Политическая борьба в Польше X V I в., так же как и в других европейских странах, принимает в значительной мере форму рели гиозной борьбы. Правда, в Польше социаль ные конфликты под лозунгами реформации не развертывались в такой острой форме, к а к в других странах, но реформация тем не менее оказала большое влияние на поли тическую борьбу в Польше и оставила свой след в лит-ре. Современный буржуазный исто рик польской лит-ры Игн. Хржановский пи шет: «Главным фактором победы польского языка в польской лит-ре была реформация^. Реформация ни в узком, церковном значении этого слова, а происходившая под ее знаком социально-политическая борьба, в к-рую бы¬ ли втянуты широкие шляхетские слои. Б общем шляхта симпатизировала рефор мации как движению, освобождавшему ее от чрезвычайно обременительных церковных взносов и направленному против духовен ства с его огромными земельными владе ниями. Реформация шла в основном по ли нии борьбы шляхты против магпатерия. Но для шляхты реформация имела и другую сторону: она была движением ненавистных шляхте мещаи и—что еще хуже — связыва лась со страшным для нее призраком кресть янской войны. Реформация в Польше, выз вавшая в известный период большое бро жение внутри шляхты, в общем скоро исчер пала себя. Наибольшей популярностью среди зажиточ ной шляхты пользовался кальвинизм. Край не-левой группировкой реформации была секта ариан, выступавших против угнете ния шляхтой крестьян, требовавших полно го равноправия мещан со шляхтой и осуж давших шляхетский милитаризм и т. д. Впо следствии, в X V I I веке, во время католи ческой реакции ариане стали подвергаться гонению, и принадлежность к этой секте стала рассматриваться к а к тяжелее преступление, В результате этого секта была уничтожена. После ариан остались лишь исторические воспоминания и сохранилось девять солид ных томов in folio под названием <:Bib!iotheca Fratrnm Рокшотщп» (Библиотека польских братьев). Эти книги представляют собой сборник сочинений целого ряда польских ариан. Книги эти так усердно уничтожались, что сохранилось их всего лишь три экзем пляра в европейских быолиотеках. Это остав шееся литературное наследство ариан так старательно замалчивалось польскими исто риками литературы* что п доныне оно даже не переведено па польский язык. Рассматривая литературу того времени, необходимо принять во внимание своеобраз ную структуру польского шляхетства, к-рое составлялось пз относительно большого коли чества крупных и мелких землевладельцев, являвшихся у ж е в силу самой своей сослов ной принадлежности солдатами от рожде ния. Масса эта ш л а под политическим ру ководством той своей части, которая была наиболее богатой и в те времена наиболее культурной. В большинстве своем шляхта состояла из людей малоимущих, но обладав ших однако политическими правами наравне с магнатами. Эта масса голосовала в сеймах и сеймиках. Ее необходимо было политически мобилизовать. Это обстоятельство и было главным фактором победы польского языка над латынью в литературе. Польская литература возникает в те вре мена, когда в Западной Европе средневеко вые рыцарские зашей, с распевавшими в них менестрелями, ушли у ж е в прошлое. Она возникает в тот период, когда по всей Европе происходили ожесточенные классовые бои,— в период создания предпосылок д л я развития капитализма. Она возникает в процессе по литической борьбы шляхты за неограничен ную власть и так тесно связана с этим процес сом, что прямо рассматривалась к а к оружие в политической борьбе. Польская изящная литература возникает непосредственно из по литической публицистики, и при зарождении этой литературы ее просто нельзя отделить от публицистики. Культурные западно-европейские влияния па Польшу в тот период очень велики. Гу манизм, который в X V веке прививался в Польше очень медленно, в первой половине X V I века развивается очень быстро, В Поль шу все чаще приезжают ученые гумани сты—итальянские и немецкие, с другой сто роны—богатая шляхетская молодежь учится в заграничных университетах, особенно в Италии—в Болонье и Падуе, пренебрегая все более отстававшим Краковским универси тетом. Самый факт, что отечественный Кра ковский университет был оставлен в состоя нии прогрессирующего упадка к а к учебное заведение д л я беднейших, очень характерен для шляхетской республики, которая не толь ко не была заинтересована в массовом про свещении, но, наоборот, стремилась к тому, чтобы просвещение оставалось монополией богатейших. Такое отношение к отечествен ному университету определялось шляхетской борьбой против мещанства, д л я к-рого поль зование иностранными ун-тами в основное было недоступно. Языком гуманистов была латынь, но не варварская — средневековая, а изящная — классическая. И при дворе короля и в хоро мах богатой шляхты господствовала латынь, как позднее—французский язык. В первой половине X V I в . латынь в поль ской лит-ре несомненно преобладает. Серь езные научные сочинения и стихи, являвшие ся подражанием римским поэтам, написаны по-латыни. По-польски ж е пишутся лишь популярные книги. На латинском языке [1519] выходит первой печатное пособие по истории Польши «Спго nica Polonorunis (Польская летопись), напясанная М а т в е е м М е х о в п т а . НЕ латинском появляется в 1МЗ и сочиненж