
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА [793—734] НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА дающей их части, особенно в и х первый— н р е имуществен но бтор гер с кий—пе ри од. Романтизм тяготит рационалистическая к у л ь т у р а X V I I I в . , он стремится к просто м у , «народному», д а ж е экзотическому к а к бо лее близкому природе (ориентализм, мотивы первобытности), он культивирует бессозна тельное к а к более истинное, правдивое, но в то ж е в р е м я трудно найти другое течение, к-рое было бы до такой степени «культурным», д а ж е «литературным», к а к романтизм. Преоб л а д а ю щ у ю роль в его поэзии играют поэты н х у д о ж н и к и . Н е столько сама ж и з н ь , сколь к о ее отражение интересует романтиков, осо бенно в первые периоды и х р а з в и т и я ; бо лее того, отражение становится мерилом д л я суда над ж и з н ь ю . «Не с л у ч а й н а я красота при р о д ы , — говорит философ романтизма Шел л и н г , — д а е т правило искусству, а, наоборот, совершенное произведение искусства служит нормою д л я определения красоты природы». Д а ж е в самой природе опи предпочитают отражение прямому изображению. Типичный д л я романтиков образ х у д о ж н и к а — Ф р а н ц Ш т е р п б а л ь д в одноименном романе Т и к а — предпочитает действительному ландшафту его отражение в воде. Творчество делает объек том не столько ж и з н ь , вне его л е ж а щ у ю , с к о л ь к о самого себя, не столько мир природы, с к о л ь к о м и р к у л ь т у р ы и прежде всего— к у л ь т у р ы наиболее и по преимуществу отра ж е н н о й — к у л ь т у р ы духовной. Примитивное, естественное я в л я е т с я здесь своего рода пограничным понятием, л е ж и т н а самой пери ферии изображаемого. Недаром романтики я в л я ю т с я творцами flKunstlerroman&a* (ро мана о х у д о ж н и к е ) , недаром они творцы той к р и т и к и , к - р а я я в л я е т с я своего рода искус ством, художественным портретом творящей личности. Все это х а р а к т е р и з у е т социальное бытие создавшей романтику интеллигенции, преимущественно бюргерской, оторванной от масс и одновременно не нахолящей дела у буржуазии: о н а поглощена только к у л ь т у р ными, теоретическими интересами, ж и в е т в своего рода искусственном, «лит-ом* мире. Культурно-искусственный, даже книжный характер творчества романтиков сказывается и в том, что оно больше, чем всякое иное, опирается н а творчество предшествующее. В этом сказывается и ретроспективность ро мантиков, пробивающих свои пути в старом, минувшем, обновляющих его. Свое, совре менное, они всегда должны опереть н а прош лое. Этому способствовала все большая и большая реакционность романтизма, отражав шего бытие порождавших его классовых групп. У ж е Т и к пишет целый р я д произведе ний н а основе «народных книг» (см. «Ндоодпая литература*). Однако в гейдельберг"кой группе этот х а р а к т е р романтики вы ступает особенно явственно. Брентано вдох новляется народной песней, большинство троизведений А р н и м а , яркого представите ля аристократической помещичьей группы романтизма, имеет х а р а к т е р реминисценций яли попросту обработок, переделок лит-ых ламятников прошлых веков (драмы «На11е j n d Jerusalem*, «Die Papstin Johanna», сб. новелл «Der W I n t e r g a r t e n » ) . Иа всего изложенного у ж е напрашивается вывод, что творчество романтиков гораздо ме нее эмоционально, чем привыкли себе пред с т а в л я т ь . Эмоция, д а ж е господство эмоцио нального мотива в художествевном произве дении, здесь определенный момент в целой, системе мыслей, а пе явление стихийного, ^самотечного» п о р я д к а . Н е столько эмоция, сколько воображение, фантазия, к-рой еще Фихте придавал такое громадное интеллек туальное значение, х а р а к т е р н а д л я романти ков, В словах Ф . Ш л е г е л я : «романтично то» что сентиментальный сюжет представляет в фантастической форме»,—превосходно опреде- . лено отношение эмоции и воображения в и х художественном творчестве. Ф а н т а з и я у р о мантиков—это именно фантазия в духе Фихте, т. е. не к а п р и з н а я игра ассоциаций, а я в л е ние интеллектуальное, б л а г о д а р я которому поэт выражает свое мировоззрение наиболее полно и свободно. П о отношению к послед нему фантазия играет т а к у ю ж е подчинен ную, служебную р о л ь , к а к эмоция по отноше нию к ней. Творчество это сознательно, идей но, философично. В ы б и р а я те и л и другие формы, оно р у к о водствуется соображениями о пригодности их «для возвышенного философией и перехо дящего в поэзию самосознания духа» (А в г. Ш л е г е л ь ) . Отсюда например предпочтение в лирике формы сонета, особенно удобной д л я в ы р а ж е н и я расчлененной фнлогофской мы сли. Н о эта мысль всегда субъективна. Мысль здесь—обнаружение внутреннего мира твор ца. Субъективистское истолкппание Фихте от разилось и в художественном творчество г л . обр, м е л к о б у р ж у а з н ы х романтиков. Малень кое «л» поэта—такой :г& полновластный хо зяин в своем поэтичест;& м мирке, к а к абсолют ное «я» Фихте в С".; гаваемом им космосе. Романтик всегда гпи^чает своим произведе нием н а какой-то личный вопрос, решает свою личную задачу. В первый и второй пери оды бюргерский романтизм главным образом & утверждает езой внутренний мир к а к р е а л ь ную и высшую ценность. Этот субъективизм не стесняется определенными строгими ф о р - . мами. Он ломает установившиеся жанры» поскольку это требуется д л я в ы р а ж е н и я внут реннего м и р а . Смешиваются вполне созна тельно традиционные поэтические роды: эпос» драма, л и р и к а . Если этот субъективизм не склонен к соблюдению определенных п о э т и ческих форм и норм, т о , с д р у г о й стороны,.& он не хочет связать себя определенным, точно ограниченным смыслом; он не любит прямого в ы р а ж е н и я . Чем более мистичной становится романтика, тем более символичной, а то и просто аллегоричной она становится. Симво личность отражает дуализм романтического мировоззрения: концепцию д в у х миров, иа которых один л и ш ь сигнализирует о другом. Символичность ж е способствует идеализации своих п е р е ж и в а н и й , котооая т а к х а р а к т е р н а д л я романтической «фантастики сердца». В этом смысле творчество романтиков—симво л и ч е с к а я автобиография и л и кусок таковой. Достаточно сопоставить р а с с к а з о Иосифе Б е р глингере Ваккенродера, «Ловеля* Т и к а , «Люцинду» Ф . Ш л е г е л я , «Франца Штернбалъда» I