
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА [773-774] НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Активность немецкой б у р ж у а з и и устрем е к а я , к-рая мыслится романтиками к а к рево I л я е т с я -в единственно доступную ей ооласть л ю ц и я м и р о в а я , р а з р е ш и т те противоречия у м о з р е н и я . Не д е л а я , а символизируя револю немецкой ж и з н и , в к-рых она билась со времен цию, н е м е ц к а я б ю р г е р с к а я интеллигенция Sturm und Drang&a, от к-рых его гениальные д а ж е могла подчас п р о я в л я т ь радикализм в представители у б е г а л и в мир отвлеченной области своих тяжеловесных абстракций, од мысли и чистого искусства. Капитализм в нако нейтрализуемый самой отвлеченностью, Германии р а з в и л с я к тому времени у ж е на к р а й н е й широтой своей сферы: вместо обще столько, что в лице своих идеологов осознал ства—природа, м и р . полицейски-крепостническое государство, вер В философии К а н т а вместе с подобного нее 360 больших и м а л ы х полицейски-кре рода отражением антифеодальных идей р о постнических государств, к а к серьезнейшую мантическая молодежь н а ш л а себя и в том помеху своему дальнейшему р а з в и т и ю . Но смысле, что в к а т е г о р и я х этой философии еще не настолько, чтобы выступить активно она встретилась с той самой разорванностью, против помещичье-кпяжеского гнета. Не у с н а д е ж д у на преодоление к-рой д а л а ей Ф р а н певший еще отзвучать Sturm unci Drang ока ц у з с к а я революция и которая в ы р а ж а л а со з а л с я поэтому бессильным, чисто словесным бой нерешительность, ограниченность револю протестом. Не было простора д л я живой ционных стремлений. Р а з р ы в теории и прак общественной п р а к т и к и . Получилось глубо кое поотиворечие сознания и действительно т и к и , мысли и дела, обусловленный противо речием развившейся к к о н ц у X V I I I г е к а , сти. П р и всей своей большей зрелости немец но политически бессильной б у р ж у а з и и , с к а я б ю р г е р с к а я молодежь 90-х гг. X V I I I в. одпой стороны, и «захолустного деспотизма» недалеко у ш л а от Вертера. Г е л ь д е р л и н первый в СБОРЫ романтическом, музыкальном -раздробленной, «провинциальной» в государ ственном отношении Германии—с д р у г о й , — по своей повествовательной форме романе этот р а з р ы в о т р а з и л с я в философии К а н т а «Нурегюп» в ы р а з и л это чувство разорван х а р а к т е р н ы м д л я пего дуализмом материи ности. Ж а л у е т с я на раздробленность своей и формы п о з н а н и я . В ы н у ж д е н н а я искать пре э п о х и , ее тенденций молодой Ф . Ш л е г е л ь . одоления своих реальных противоречий в Ф р а н ц у з с к а я революция была д л я н и х вопло щением искомого синтеза в самой ж и з н и - идеальной области мысли, романтическая мо синтеза теории и п р а к т и к и , слова и дела, д у х а лодежь н а ш л а в этом дуализме формулу свок цлоти. Она к а з а л а с ь воплощением филосо ей внутренней отягощенности н предмет пре одоления. В следующем разделе мы увидим, фии р а з у м а , и б о , н и с п р о в е р г а я весь давив к а к она преодолевала этот д у а л и з м на поч ший бюргерство общественный п о р я д о к , обе ве выросшей в революционную эпоху филосо щ а л а построить его вновь у ж е на рациональ фии Фихте. Теперь рассмотрим в р я д у пред н ы х основах- «Это было то время» когда, по посылок романтизма немецкий классицизм, в ы р а ж е н и ю Г е г е л я , „мир был поставлен на тоже я в и в ш и й с я одним из истоков и одним из г о л о в у " , т . е. когда человеческая голова и объектов преодоления д л я нового д в и ж е н и я . придуманные ею теоретические п о л о ж е н и я п р е д ъ я в л я л и притязание служить единствен Отношение классицизма к бюргерскому ным основанием всех человеческих действий романтизму того периода — это отношение и общественных отношений и когда вслед за д в у х этапов в развитии бюргерства. Н а пер тем противоречившая этим положениям дей вом оно р а з о ч а р о в а л о с ь в возможно ствительность была фактически ниспровер сти революционного изменения немецкой гнута сверху донизу. Все старые обществен действительности и примирилось с феодальноные и государственные формы, все традицион крепостническим строем, надеясь на медлен ные понятия были признаны неразумными и ное , «эволюционное» воздействие на него. отброшены, к а к старый хлам» ( Э н г е л ь с ) Во в р е м я этого примирения с действительно Этот великий переворот в соседней стране стью более к р е п к и е экономические слои ие мог не породить в Германии убеждение, что получают преобладание над менее к р е п к и «мысль д о л ж н а господствовать в сфере ду м и , п а т р и ц и а н с к а я б у р ж у а з и я — н а д м е л к о й , ховной действительности», которой мыслили Гёте ведет з а собой Ш и л л е р а . всю действительность, тот «энтузиазм духа», Бюргерство на новом этапе, созревшее к о к-рый составляет пафос немецкого идеализма. времени Ф р а н ц у з с к о й революции, было к а к Идеализм и я в и л с я идеологией выросшей под р а з о ч а р о в а н о ее перспективами, ее бурным дыханием революции романтической мощью в деле пересоздания м и р а , В нем воз молодежи. Однако этот революционный пафос р о ж д а л и с ь на более глубокой основе стрем немецкого идеализма не должен скрывать л е н и я предшествующего периода. Представи ограниченности его революционности — он тели былого «Sturm und Drang&aa, покончив развивался в отсталой стране с немощной бур шие с «заблуждениями» юности, убежденные жуазией. в том, что «красота цветет л и ш ь в помы шлении, а свобода в области мечты», не мо О т р а ж а я потребности своей эпохи—потреб гли сочувствовать тем, к т о , у к а з ы в а я на со ности нарождающегося капитализма в «сво седнюю страну, стал оспаривать это дорого боде лица», т . е. в новых правовых отноше доставшееся убеждение. Но в первое время н и я х , обеспечивающих к а п и т а л у свободного еще многое связывает романтиков с класси оТ феодальной зависимости рабочего, К а н т к а м и . «Тоска» по романтическому д а л е к у создал, по выражению Маркса, «немецкую («Sehnsucht»), по идеальному миру, который теорию французской революции». Именно и е м е ц к у ю . т . е . крайне абстрагированную, л и теперь, к а з а л о с ь , в о з р о ж д а л с я , прежде всего выразилась в тоске по Элладе в поэзии пер ш е н н у ю конкретных выводов, которые были вого р о м а н т и к а , может быть наиболее несделаны мыслителями более передовых стран2Ь& 1