
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
НЕКРАСОВ [703—704] НЕКРАСОВ п о к и д а я , Ш л и умирать в пустынях снеговых», Нп и б^я этого прямого у к а з а н и я на револю ц и о н н ы х разночинцев исторические поэмы Н, д о л ж н ы были в о з б у ж д а т ь в и х среде огромный революционный энтузиазм, к а к и все его твор чество в целом. Свидетельства Л . Дейча, Г . В , П л е х а н о в а , М. Ольминского и м п . д р . это подтверждают. Н . пользовался огромной популярностью у поэтов революционной демократии 60—80-х г г . , к-рые видели в нем г л а в у новой поэти ческой школы. Т а к и е поэты революционной демократии, к а к В . К у р о ч к и н , Гольц-Милл е р , Гнут-Ломан и Ж у л е в , такие р а д и к а л ы , к а к Вейнберг, Минаев, такие народники, к а к Спмборский, П . Якубович, следовали в своей творческой работе заветам Н . , учились у него новым художественным приемам. Идеи жен ской эмансипации, внимание к жизни город с к и х низов, глубокое сочувствие задавленному крестьянству, резкое отрицание дворянской идеологии п дворянской поэзии—все эти от личительные черты некрасовской поэзии были х а р а к т е р н ы и д л я творчества перечисленных поэтов, У Н, они развернулись особенно ши роко, что было обусловлено к а к размером его творческого д а р о в а н и я , т а к и сложностью его •творческого п у т и . Н . перерос свою эпоху. Его ценность д л я современного пролетарского читателя не толь к о в т о м , что в его творчестве едва л и не впервые в русской поэзии отображена ж и з н ь Библиография: I. Из множества изд. сочин. Некра сова указываем последние: Полное собр. стихоте., ред. и примеч, К. Чуковского, критич, очерк И. Кубикова, Гиа (неси, изд.); Полное собр сочин,, под ред. В . Евгеньеьа-Максимова и К , Чуковского, Ь тт., Гиа, М.—Л., 1929—ШО; Каменное сердце (повесть из ткиаии Достоснекого), изд. 2-е, под ред. и со вступ. ст. К. Чуковского, П , 1922; Тонкий человек и др. ненздапные произведе ния, п з | . ^Федерация», М., 1928; Светочи, С предисло вием Д . Бедного, под ред. и С ст. А. Ефремина, 1 на, М., О 1930 [По вопросу о подлинности этой поэмы см. статьи Р е й с е р С. А., Новооткрытые строки Некрасова (к вопросу о подлинности «Светочей»), * Литератур а и мар ксизм», 1929, Y1]; Е ф р е м и н А.. Борьба за Некра сова, «Литература а марксизма, 1930, II; Жизнь и по хождения Тихона Тростникора, Г И Х Л , М,—Л, 1931. П и с ь м а Н е к р а с о в а : Архив села КараОпхи. Письма Н . А . Некрасова и к Некрасову, составил Я. Ашукин, М., 1916; Некрасовский сборник, цод ред. Б . Евгеньева&Максимова и Н. Пиксанова, П., 1918. Пись ма Некрасова, рассеянные по ряду периодических из даний, соОраны в т. V СоОранип сочинений Некрасова, под ред. В , Е . Евгеньева-Максимова, Гиз, Москва.— Ленинград, 1930. Р рабочего класса пореформенной поры (пейзаж дальних предместий с к л у б а м и дыма «из т р у б колоссальных» в стих. «О погоде», обр азы типо графских рабочих в «Песнях о свободном сло ве», землекопов—в «Железной дороге» и т . д.), но и в том, что он с л у ж и л всем своим творче ством тому делу социального переустройства, к-рое т а к широко развертывается в настоящее время рабочим классом. Разве не а к т у а л ь н а напр. в наше в р е м я л и р и к а Н . с ее основной темой социальной переплавки личности, р а з ве не стоят в наше в р е м я эти проблемы перед мелкобуржуазной интеллигенцией, тяготе ющей к пролетариату, но зачастую бессиль ной преодолеть в себе связи с б у р ж у а з н ы м миром? Разве не а к т у а л ь н ы мотивы некрасов ских поэм о с т р а д а н и я х крестьян в дворянскобуржуазном строе? Р а з в е нам не н у ж н а его сатира на этот строй и разве отошла в вечность его пламенная ненависть к эксплоататорам? П о с к о л ь к у в мире еще не уничтожена эксплоатяция и мир еще делится на угнетаемых и угнетателей, социальный пафос некрасовско го творчества остается действенным и орга низующим. Может быть ни в чем Н . не созву чен нам в т а к о й степени, к а к в преклонении перед «бодрым» трудом «неутомимого» народа. Поэт, знавший только рабский т р у д крепост ных или освобожденных от земли к р е с т ь я н и не менее т я ж к у ю работу бесправных фаб ричных, сумел сквозь остроту противоречий, обуревавших его социальное сознание, про нести г л у б о к у ю уверенность в созидательную способность т р у д я щ и х с я и в то, что рано или поздно придет «черед и н ы х картин», насту пление иного социального п о р я д к а . Это дает ему право на величайшее у в а ж е н и е к л а с с а , строящего социализм. З а д а ч а и с п о л ь з о в а н и я некрасовского на следства я в л я е т с я одной из тех проблем, к о торые стоят в порядке дня советской л и т - р ы . Современные поэты д о л ж н ы учиться у Н . демократизму с т и л я , его глубокому уменью ставить искусство на с л у ж б у общественным устремлениям рабочего класса, его реалисти ческому изображению действительности. И с кусство поэта формировалось на мелкобур жуазной основе, но оно с л у ж и л о революции, воспитывало революционеров и я в л я е т с я од ним из самых б л и з к и х пролетариату и не посредственных предшественников сопиалистического оеализмя.