
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
НЕКРАСОВ [699—700] НЕКРАСОВ подчеркивается целой системой ораторских приемов—риторических вопросов и воскли цаний, периодами с рядом нагнетательных и усу губительных конструкций, с внезапным срывом, когда поэт осознает вдруг бесплод ность своих обличений. Вспомним срыв л и цемерной патетической декламации неожидан ным окриком л а к е я : «Первоприсутствуя в сенате, Р а д е л л и ты о меньшем брате! Всегда л и ты с л у ж и л добру? Всегда л и к истин! гтремилея?..—Поэвольте-с! Я посторонился И дал дорогу осетру...> Необходимо отметить здесь наконец исключительное р а з н о о б р а з ь метров: кроме четырехстопного ямба Н . поль зуется дактилем ( & Ж е л е з н а я дорога», «Песни 1 черты. Стиль Н . резко противостоит ведущим л и н и я м дворянской поэзии. Если искусство этого к л а с с а , деградировавшего и мало-по м а л у уступавшего поле борьбы своим а н т а гонистам, становилось все более аполитич ным, то поэзия Н . полна о б щ е с т в е н н ы х м о т и в о в . П о э з и я дворян развивается под знаком п р и з н а н и я доктрины чистого искус ства, поэзия Н . насквозь у т и л и т а р н а , неизменно ставя искусству задачи р а с к р ы т и я общественных противоречий. Тем самым Н е красов оказывается виднейшим реалистом в поэзии его п о р ы , ибо нет ни одного другого поэта, к-рый бы р а с к р ы л эти противоречия с большей широтой и конкретностью. И н а конец стиль Н . д е м о к р а т и ч е н , ибо, р а з в и в а я свои идей выщт П ВОСКГЕСЕЯЫШЪ. О № Ф е в р а л и Шг ные тенденции, он открывает 6. Редтлешртый д л я русской поэзии новые обла сти социальной действительно сти, перенося свое# внимание в трущобы петербургских у г л о в . в избы крепостных и разорен ных реформой деревень. Субъек том творчества помещичьей пгэзии был интеллигент-дворянин; у Н , это место перешло к м у ,птвиъш щш м «НАМ» mjBDin-io 1., 1 ТОМГЙ-К ж и к у , интересы к-рого з а щ и щает в с я его п о э з и я . Стиль Не красова—это стиль революцион ного крестьянского демократа. Многообразие поэтического стиля Н . создавалось не т о л ь к о на базе преодоления чуждых литературно-поэтических тради ций, но и внимательного отбора в лит-ре прошлого того, что было д л я него х о т я бы относительно приемлемо. Основная магистраль л и р и к и Н . идет в направлении беспо щадного отрицания канонов дво р я н с к о й л и р и к и , что не л и ш а е т однако Н . диалектической связи с теми ее элементами, к-рые в ы р а ж а л и процесс формирования нового социального качества. Характерно н а п р . , что н а р я д у с пародиями на лермонтовскую экзотику Н . п р о д о л ж а л те его мотивы, которые х а р а к т е р и з о вали протест Лермонтова против frtiW социальной действительности; то о свободном слове») и особенно часто—ана ж е самое должно быть сказано и о молодом Огареве и Плещееве, с к-рыми у Н . найдутся пестом (преимущественно в произведениях, некоторые с в я з и . Некрасов явно опирается на сопрягающих с сатирой большую лирическую «гражданственную» л и р и к у первой полови насыщенность: «Размышления», «О погоде», ны X I X в . — н а Д е р ж а в и н а (ср. н а п р . « Р а з «Убогая и нарядная»). П р и этом Н . часто мышления у парадного подъезда» с «^Вельмссоединяет различные размеры; т а к , в «Соьжей»), на Р ы л е е в а , ч ь я борьба sa г р а ж д а н с к у ю ремешгиках» мы найдем четырехстопный х с поэзию с пушкинской плеядой общеизвестна ir рей, двустопный дактиль, четырехстопный прямо продолжена Н . (влияние «Войиаровамфибрахий и т . д . Сатира Н.—не дурной г т ского» н а «Несчастных» и на «Русских ж е н ростпк его творчества, к а к это казалось одго щина, отмеченное некоторыми критиками время нек-рой части его критики, а равноправ 70-х г г . ) . В создании «народного» эпоса Н . ная часть его. В ней с исключительной страст широко использовал крестьянскую устно-по ностью и гибкостью в ы р а ж е н а ж г у ч а я нена этическую традицию—вначале через о т р а ж е н висть поэта к экСплоататорам и угнетателям. ное преломление дворянской поэзии ( Ж у к о в Мы и з у ч а л и до сих пор стиль Н . в отдель ский в «Мечтах и звуках»), позднее-—-через по ных составляющих его ж а н р а х , попробуем средство фольклорных публикаций К н р е е в теперь выделить в нем общие объединяющие • 4 1 МАЛЯРЪ • W 4 14 W^Vbk n L