
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МЭССИНДЖЕР [547—548] МЭТР АДАМ Мэртен—-формалистка; «искусство есть проб лема формы, а не содержания», подчеркивает она неоднократно. Но и форму рассматривает она не исторически, а к а к «всеобщую катего рию». М. неправильно понимает роль человека в производственном процессе: человек, по М., участвует в нем лишь к а к механический дви гатель—М, совершенно не учитывает с о з н а т е л ь н о г о т в о р ч е с к о г о участия чело века в этом процессе. Вообще во всей концеп ции М. отсутствует творческий субъект, дей ственный человек. Производительные силы, по М., развиваются к а к нечто самостоятельное и ии от чего не зависящее. Б л а г о д а р я этой установке, отражающей сильнейшее воздейст вие меньшевистской концепции, а т а к ж е вслед ствие непонимания связи м е ж д у умственным и материальным производством М. п р и ш л а к выводу, что искусство капиталистической эпо хи «экономически не нужно», что в современ ном обществе (капиталистическом) место ис кусства з а н и м а е т н а у к а и пролетариат поставил на место искусства п о л и т и ч е с к у ю э к о н о м и ю. Пролетариат может обой тись в своей борьбе и без литературы, «ибо ныне и давно у ж е борьба не н у ж д а е т с я - в поэтических средствах яз.». В своем отрица нии возможности создания пролетарской ли тературы она скатывается к контрреволюци онному троцкизму, д а в а я ликвидаторские, р а зоружающие пролетариат выводы, & Библиография; I. Кроме указанны! в тексте: Gedichte 19QG; Torso, Munchen, 1909; Bergarbeiter, Stutt gart, 1900; Die wirtschaftUche Lage der Kunstler, Mun chen. 1914; Die Kunstlerin, 1918; Spracheund DicMuag, Ш4. II. М а ц а И., Сверхматериалистическая теория ис кусства, «Вестник Коммунистической академии», нн, XIV, И., 1026; Ш и л л е р Ф. П . Ультралевые тенден ции в немецком литературоведении, «Литература и марксизму 1930, кн. II. • Ф. Шиллер h ( М. я в л я е т с я одним иэ первых писателейд в о р я н , д л я к-рых л и т - а я деятельность у ж е стала профессией. Связи М. с деградирую щим дворянством, из которого он вышел, и новые формы его социального бытия обуслови ли раздвоенность его психики. Мировоззрение М. совмещало в себе элементы католицизма и пуританизма, В классовой борьбе своего времени М. участвовал на стороне аристо к р а т и и , отстаивая английскую монархию к а к идеальный государственный строй. Библиография; I. Dramatic Works of Massinger and Ford with introduction by H , Coleridge, L . , 1840. II. C r u i c k s h a n k A . H . , Philip Massinger. Ox ford. 19?0: C h e 1 l i M . , Le drame de Massuiger. Lvon. 1923. • К. M. МЭТР А Д А М fMaistre A d a m , 1602—16621— литературное прозвище А д а н а Б и л ь о ( B i l lau It), первого французского ремесленническо го поэта, столяра в Невере. Творчество М, А . совпало с глубоким сдвигом во француз ском феодализме. В процессе созревания аб солютизма класс феодалов концентрировал свою политическую власть при королевском дворе р а д и сохранения своих классовых по з и ц и й , ж е р т в у я политической самостоятель ностью я экономическими интересами своей Филипп [ P h i l i p MassingeT, 1583—1640]—английский поэт и д р а м а т у р г . Участвовал в обычной в то время коллек тивной лит-ой работе д л я театра. Особенно длительным и плодотворным д л я М. было его сотрудничество с Флетчером (еж.)- В своих драмах он использовал элементы мираклей и масок, еще распространенных в его эпоху. Схематизм в обрисовке х а р а к т е р о в , одно образие технических приемов в создании дра матических к о л л и з и й х а р а к т е р н ы д л я М. №. создал целую галерею сильных ж е н с к и х ха р а к т е р о в . Т а к о в ы например А в р е л и я в драме «Девушка чести» (Maid of Honour), Фиоринда в «Great Duke of Florences (Великий герцог флорентийский), А л ь м и р а в «А very Womana (Истинная женщина), Волизанта в «РагПаment of Love& (Парламент любви) и д р . Все они проявляют огромную силу в о л и , настой чивость и изобретательность в достижении своих целей. Умерли утончепные шекспиров ские женские типы; в драмах М. появился новый гедонистический тип ж е н щ и н ы . Менее я р к и в драмах М. мужские х а р а к т е р ы . Кроме своих «аристократических» д р а м , проникну тых гедонизмом, М. написал две буржуазные драмы—две комедии нравов: «Тле C i t y Ma dam* (Мадам Сити) и «The New W a y to Pay Old Debts* (Новый способ п л а т и т ь старые долги) П о с л е д н я я долго д е р ж а л а с ь на анг л и й с к о й сцене. МЭССИНДЖЕР в е р х у ш к и — к р у п н ы х феодалов. С М. А. во французскую поэзию вступает ремесленни чество, но его творчество о т р а ж а л о к р и з и с феодального самостоятельного мастерства. П о э з и я М. А, острее литературы поднимав шейся б у р ж у а з и и воспринимала социальное неравенство, доходя до у р а в н и т е л ь н ы х и потребительско-коммунистичеекпх идей, но окрашивалась к а к п о э з и я гибнувшей про слойки феодального ремесленничества в эле гические тона. В то ж е в р е м я она я в л я л а с ь слугой и подголоском владетельного феода л и з м а , с разложением к-рого падало н обслу живавшее его самостоятельное художествен ное феодальное мастерство, пока М, А . окон чательно не р а з о ч а р о в а л с я в своих п р е ж н и х покровителях. М. А., производивший всевозможные де ревообделочные р а б о т ы — о т л а р ц е в до гробов, в герцогском з а м к е династии Гонзага и в поместьях окрестной з н а т и , — п р и о б щ и л с я к феодально-придворному ремесленничеству и