
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
MOP [485—486] MOP капитализма, несущего с собой эксплоатацию и разорение народных масс («3 up plication of Souls aad Coniutation of T y n d a l answers*). Т а к о г о противника н и к о р о л ь ни б у р ж у а з и я пе могли пощадить: несмотря н а блестящую апологию (^Apologia of Sir Thomas Могеь) этот защитник гибнущего под напором капитала мелкого производителя и нарождающегося пролетариата сложил свою голову н а эшафоге. Большинство лит-ых и политических про изведений М. имеют д л я н а с у ж е исторический интерес, только «Утопия» сохранила свое зна чение д л я нашего времени—не только к а к т а л а н т л и в ы й роман, н о и к а к гениальное п о своему замыслу произведение социалистиче ской м ы с л и . Лит-ые источники ^Утопии*— сочинения Платона («Государство», «КритиЙ», «Тимей»), романы-путешествия X V I века (в частности cQuattuor Navigationes» Америго Всспуччи) и до некоторой степени произведе н и я "Чоеера, Ленглэнда и политические бал л а д ы . И з «Navigationes» Беспуччи он в з я л за в я з к у «Утопии» (встреча с Гитлодеем, его п р и к л ю ч е н и я ) , политические ж е баллады дали П е р в а я часть произведения М.—литсрчтурно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент—критика современных ему общественно-политических порядков: он би чует «-кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной к а з н и и страстно нападает н а королевский деспотизм и поли тику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Н о особенно резко н а падает. Мир и а о г о р а ж и в а н и я общинных з е мель (enclosures), разорявшие крестьянство: «Овцы,—писал он,—поели людей». В первой части «Утопии» дана не только к р и т и к а су ществующих п о р я д к о в , н о и программа р е форм, напоминающая более ранние, умерен ные проекты М.; э т а часть очевидно с л у ж и л а ширмой д л я второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли. Во второй части снова сказыва.ются гуманистические тенденции Мора, Во гла ве государства М. ставил «мудрого» монарха, д о п у с к а я д л я черных работ р а б о в ; он много говорит о греческой философии, в частно сти о П л а т о н е , сами герои «Утопия»—горячие приверженцы гуманизма. Но п описании со циально-экономического строя своей страны М. дает исключительно ценные п о л о ж е н и я . Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена в с я к а я эксплоатация. Взамен ее устанавливается обобществлен ное производство. Это большой ш а г вперед, be&? или of a publptpe irrcsic, &nb. т . к . у предыдущих социалистических писате ot tfct netoe pie ea(Erb htopmbuitm лей социализм носил потребительский х а р а к т е р . Т р у д я в л я е т с я обязательным в «Уто in jTatroc bp itijaniae Щые пии» д л я всех, причем земледелием занима bnpgfp^ anb rnmflatrй irrt^ilriTgfpflje ются поочередно все г р а ж д а н е до определен bp$apfje йоЬроГов siiym and ного возраста, сельское хозяйство ведется flffofafmpti^ of gQnbtih, HE ifjc а р т е л ь н о , но зато городское производство по строено н а семейно-ремесленном принципе— ргосЦГ^пт^апа fgrncft re* влияние недостаточно развитых Э К О Н О М И Ч Е СКИХ отношений в эпоху М, В « У т о п и т гос подствует ручной труд, хотя он и продолжа ется только 6 часов в день и н е изнурите лен. М. ничего не говорит о развитии техники, В связи с характером производства обмен в государстве М. отсутствует, нет ташке и денег, они существуют только д л я торговых сношений с другими странами, причем торгов hp Шшфат Jbeir^toellmg m pauW л я я в л я е т с я государственной монополией. фшбервсйс at t(je fpgnt of Распределение продуктов в «Утопии» ведется по потребностям, без каких-либо твердых ограничений. Государственный строй утопийцсв несмотря н а наличие к о р о л я — п о л н а я де м о к р а т и я : все должности—выборные и могут быть з а н я т ы всеми, н о , к а к и подобает гума нисту, Мор предоставляет интеллигенции ру ководящую р о л ь . Ж е н щ и н ы пользуются пол ным равноправием. Ш к о л а ч у ж д а схоластике, она построена н а соединении теории и произ водственной практики. Все религии в «Утопии* Гитид&"Ь[й jiitcm старейшего анг.г. идсЭ, «Утопи»» терпимы, и только з а п р е щ е н атеизм, лишаю Томаса Мора щий п р а в а гражданства. В отношении к рели ему р я д мыслен об уничтожении эксплоата ции и трудовом общественном строе. М. н е гии М. занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалисти только сумел подвергнуть критике капитали ческого миросозерцания, но в вопросах общест стический строй, но и создал первую строй ва и государства он—чистый рационалист. ную социалистическую систему, хотя и разра П р и з н а в а я , что существующее общество нера^ ботанную и духе утопического социализма, з у м н о , М. вместе с тем з а я в л я е т , что оно— «Утопиям делится н а две части, мало похожих заговор богатых против всех членов общества. по содержанию, н о логически не отдели Социализм Мора вполне отражает о к р у ж а ю мых друг от д р у г а . ana plcataunr toojbe of ttje % fruteftuy